Самое безобидное

16.02.2014 / / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

Вначале своего «эпоса» о фарисействе хочу рассмотреть самые простительные (на мой взгляд) его проявления. Они тоже вредны, но могут существовать без лицемерия и двойных стандартов. Например, демонстративность благочестия по неопытности может и на «обратной стороне медали» иметь само благочестие. Но неопытность и тщеславие, с непониманием, что такими действиями человек лишает себя награды от Бога, могут подталкивать к демонстративности религиозности человека действительно благочестивого по делам и поступкам. Недуг этот очень массовый и встречается во всех религиях и конфессиях. И он менее вредный, чем внутреннее высокомерие, не показанное вовне, а скрытое внутри, как в молитве фарисея. Но о тяжких недугах – в следующий раз. Недуг демонстративности, как и формальности благочестия предполагает, что человек принимает и нужное и ненужное, и ревностно его исполняет по внутренней потребности и без лицемерия, не задумываясь о смыслах своих действий, доверяя «учителям».

Хуже всего в последнем, что человек предпочитает исполнять человеческие заповеди, а не Божьи. Но в том, что он исполняет, нет двойных стандартов, а есть духовное заблуждение. Это не потерянные фарисеи для Христа. Их совесть, часто, на месте. Их действия относительно не сложно подвергнуть коррекции. Иногда происходит и самокоррекция, когда к фарисею приходит понимание бессмысленности и ущербности таких форм благочестия. Можно даже сказать, что вера этих людей бывает весьма крепка, поскольку дает силы выполнять действия, в которых разум не видит смысла. Наиболее часто проявляется у неофитов, сердца которых коснулась благодать, посеявшая веру, но попавших в на старте воцерковления в духовное руководство другого фарисея.

Ниже постараюсь привести примеры из церковной жизни по формам проявления нелицемерного фарисейства.

Демонстративность благочестия.

Это одно из проявлений ханжества. Справка: Ха́нжество — показная (демонстративная) форма благочестия и набожности при тайной или явной неверности исповедуемым идеям. Разновидность морального формализма и лицемерия.

Радостная весть от Матфея Глава 6: 2, 5, 16  2 Так вот, когда подаешь милостыню, не труби об этом во все трубы. Так делают в синагогах и на улицах святоши, для того чтобы люди осыпали их похвалами.5 Когда молишься, не веди себя как святоши. Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке, чтобы все их видели.16 Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши. Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся.

Все наблюдали в своей жизни случаи, когда в общественном транспорте проезжаешь мимо кладбища или мимо храма, некоторые люди начинают креститься. Мотивы могут быть разные. Это может быть исповедничество, а может суеверие и демонстрация своего благочестия. В душу человеку не заглянешь, но большого религиозного смысла в этом действии нет. Можно прочитать краткую молитву славословия и без крестного знамения. Склонен считать, что большинство таких «исповеданий» лежат в плоскости демонстративного благочестия.

казаки на службеЕсть и более потешные формы. Встречаются люди живущие прошлым веком – это монархисты и казаки. Они ходят с эмблемой двуглавого орла или в казаческой форме. В основе нелепые стереотипы: если казак или «за царя», то 150% православный. И даже если такой человек на работу идёт в обычной одежде, то в храм он цепляет регалии, одевает форму и становится «воплощением Православия».

Спонсоры, много вложившие в храм, очень любят стоять на солее, в алтаре, или, как минимум перед самой солеёй на выделенном месте, чтоб все видели своих благодетелей, а благодетели могли получить свою награду на земле. Не все, правда. Есть жертвователи на наш монастырь, которые жертвуют машинами крупы, сахара, муки. Но никто не знает, кто это. Это благочестивые антиподы ханжам.

Демонстративность проявляется и более глобально в облачениях священства нашей Церкви и чёрной катапетасме в Великом посту. Это местная поздняя традиция в стиле «чтобы все видели, что они постятся».

Демонстративностью благочестия страдают не только православные. Ею значительно поражены все остальные конфессии от католиков до свидетелей Иеговы. Дискуссионным  моментом является чтение Библии в общественных местах или транспорте. С одной стороны – немая проповедь, а с другой – духовная прелесть читающего в 90% случаев, особенно с томным подниманием глаз к небу и любовном поглаживании кожаного переплёта на застёжке. Ведь гораздо больше духовной пользы от чтения в уединенном месте, где можно не только прочитать, но и поразмышлять. Если у человека нет иного времени и места, тогда вопросов нет. Особенно когда я замечал, что читают по электронной книге или Библия обёрнута в обложку Гарри Поттера или Хроники Нарнии. Вот это уже если и фарисейство, то трудноидентифицируемое.

Секты, проводя свои собрания и конгрессы любят ездить по городу с бейджами, демонстрируя свою религиозность и принадлежность. Да что греха таить, сам страдал этим, когда первый раз одел китель семинариста, и хотел в нем везде ходить. В этом были те же мотивы, что и в бейджах свидетелей Иеговы в дни проведения конгресса, а у старейшин Мормонов – всегда на общественной проповеди. А поскольку там все старейшины, даже 17-летние парни, то и все с бейджами. В моём же семинарском кителе вне семинарии был момент «не такой, как прочие люди», ну и момент «ловления на живца (на себя)». Правда, был и чисто технический момент защиты человека с украинским паспортом от приставаний милиции по поводу регистрации в Москве.

«Умиляет», как в общественном транспорте или в поезде свидетели Иеговы «читают» «Сторожевую башню» или «Пробудись!». Умышленно на страничке с яркой картинкой, и периодически вертя журнал, чтоб была видна обложка. Выжидательная поза свидетельствует, что это не чтение, а одно из двух: либо заброшенная сеть, либо позиционирование своей духовности.

Публичных молитв понтификов я вообще не понимаю. Это из области базовой цитаты: Они любят молиться в синагогах или стоя на перекрестке, чтобы все их видели. Господь же для молитвы всегда уединялся в пустынное место, и, самое главное, рекомендует всем уединение для молитвы. Кстати, упомянутое крестное знамение при проезде мимо храма может быть из той же области, хотя и более безобидным вариантом.

Отдельная тема – чётки. Честно говоря, я бы их запретил носить мирянам в руке. Хотите перебирать и молиться, делайте это в кармане. Ну и большого смысла читать именно 40 молитв, нет. Можно и 3, или 10, или 42 прочитать. Главное, чтоб внимание было. Крутизна исполнения четок иногда напоминает подростковое тщеславие у кого круче смартфон. Ни столько той молитвы, сколько крутизна креста или дороговизна материала.

Ещё одна чисто мужская фишка – нательный крест, который если свалится в купейном вагоне со второй полки на первую, сделает калекой, а при крайне неудачном раскладе (височное попадание) – убьёт. Бывает и в среде семинаристов, и в среде бандитов, а также цыганских авторитетов. Типа, чем мощнее крест и в нем больше серебра-золота, тем перед нами более крутой православный. В совокупности с адекватной «цепочкой», комплект может тянуть килограмма на три, чаще – 1-1,5 кг. Кстати, некоторые носители «тяжестей», с которыми был знаком, веру и ревность имели. Но тщеславная компонента толкала их на демонстративность.

Обобщая, скажу так. Демонстративность в благочести, если проявляется внешне на основе внутреннего рвения, не самый худший вариант. Это «замес» фарисейства на тщеславии. Такое выявит даже неопытный священник. А для опытного вообще не проблема. Если у человека есть внутренне рвение и ревность с признанием авторитета духовника, то исправляемость этого недуга намного эффективнее, чем «замеса» на гордости и высокомерии – «несть яко прочии человецы». Как правило, может проявиться на первых шагах воцерковления. В моём опыте это есть в первые годы моего православного исповедания.

Следующий недуг формальности благочестия более долгоиграющий. С отдельными его проявлениями я, наверное, не справился и по сегодня, из-за боязни нарушать привитые стереотипы, и в силу привычки. Особенно, это касается литургической и обрядовой составляющей духовной и церковной жизни.

Формальность благочестия

Радостная весть от Матфея Глава 23: 23-24  23 Однажды в субботу Иисус шел через поле. Его ученики на ходу срывали колосья. 24 Фарисеи стали Ему говорить: «Смотри, что они делают! Этого нельзя делать в субботу!»

С этого фарисейства началось мое первейшее знакомство с религиозностью в атеистическом детстве. Когда смотрит народ в календарь, находит великий или двунадесятый праздник, и ничего не делает. Те фарисеи хоть в синагогу  шли и читали Закон и пророков. А советские и в храм не шли и ничего не делали. Это явление, хоть уже и не столь тотально, но в значительной массе присутствует среди верующих. Но если говорить о всех формах формального благочестия, то наверное и всех книг не хватит, чтоб его вместить. Остановлюсь на вопиющих в своём религиозном безмыслии.

платочкиНа мой взгляд, напяливать на почти ещё лысые головы девочек младенцев платочки, просто верх формализма исполнения фразы апостола Павла из Нового Завета, ведь там речь шла о замужних женщинах. Да и девочкам постарше это делать бессмысленно. Благочестивым девушкам можно, но не как демонстрации покорности, а как снятие отвлечений окружающих на красоту плетения волос. Но и это не обязательно. Не отвлекаться – задача обучения молящегося, и камерные условия ему создавать в храме не обязаны. Если же благочестивая жена показывает окружающим одиноким самцам, что она «за мужем», то достаточно одеть кольцо на правую руку и не одевать, короткого, просвечивающего и декольтированного. И точка. Во времена Павла символом замужества была покрытая голова, сейчас – кольцо. Надо с умом подходить к заповедям. Аще же кто до зела благочестив, может по примеру монахинь одевать платок, но не приставать к остальным женщинам покрывать голову, в принципе, а не только девочкам.

(Кстати посмотрите на этих девочек из Рожищ на иллюстрации с концерта в Луцке 16 февраля. Это православные школьницы. Если очень тупо исполнять заповедь ап.Павла, не думая головой совершенно, то даже в этом случае, о какой покорности мужу может идти речь вообще?! У детей, по сути! Обидно, что дивчат заставляют соблюдать форму, которую они не должны соблюдать априори.)

Святоши традиционно прикладываются ко всем иконам и мощам в храме, ставят массу свечей, уделяя этому процессу до половины службы, а то и больше, но в очереди на причастие замечаются редко. Мне, при этом вспоминаются слова Христа о фарисеях: «16 Горе вам, слепые поводыри! Вы учите: „Если кто поклянется Храмом, тот клятвой не связан, а кто поклянется золотом Храма, тот обязан исполнить”. 17 Слепые глупцы! Что важнее: золото или Храм, освящающий золото?» (Мт. 23: 16-17) Наши же православные слепцы считают прикладывания и выставление свечей делом религиозно более важным, чем участие в таинствах. Я понимаю, когда через прикладывание верующий проявляет любовь и признательность тезоименитому святому и/или тому, по молитвам к которому получил помощь или вразумление. Но целование всех икон и мощей при каждом посещении храма, позволяет с вероятностью 95% диагностировать пустосвятство.

мощи3Особенно, в этом обрядоверии убивает, что учат этому детей с самого малого возраста, когда те ещё не понимают смысла этого религиозного действа, и святым, да и никому ещё не могут молиться. Смотришь и думаешь, фарисей воспитывает фарисея. Причем, тот кто учит, хоть понимает, что он делает, а малыш вообще не понимает. И опять всплывают слова Господа: Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете моря и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. (Мт. 23: 15). Немного другой контекст, но общий смысл тот же. Тот, кто обращает и учит, знает и Божье и человеческое, а учит только человеческому. В результате получается неверующий обрядовер, который может стать ханжой в крайних формах или воинствующим атеистом (если окажется честен перед своей совестью).

О разных «вычитываниях» правил я подробно писал в статье Вычитка перед причастием. А по поводу молитвенного многословия в увлечении акафистами – в статье «О вещах нейтральных для спасения»

Крёстное знамение часто и во всех храмах производится с поклоном после каждого прошения диакона, даже если в прошении нет славословия или поклонения Богу. В прошениях мы молитвенно присоединяемся к словам диакона, а получается, что выполняем ритуал. Редко бывающие в храме вообще часто делают троекратную ритуальную крестообразную отмашку. Иногда, перехватывая взгляд, понимаю, что для человека это чисто магическое действие, а не действие исповедания. Ему сказали, что так надо, и он делает. Но он не понимает зачем. Форма, форма и ещё раз форма. Без содержания. Мне скажут. Хорошо хоть так, а не пошёл к сектантам, рериховцам или сатанистам. А вот я не знаю, что лучше. Знает только Бог. Неравнодушный человек, как отец Серафим Роуз, побывав в сатанизме, отшатнётся и ворвётся на крыльях покаяния в христианство. А заплывший формалином фарисей, будет думать, что спасается в форме, а сам будет сердцем всё дальше отстоять от исповедания. Так что, те, кто говорит, что лучше так, чем иначе, часто оправдывают и себя, и свою теплохладность. Нет и не может быть доказательств, что эта позиция лучше неравнодушного инославия. Так как пути Господни неисповедимы. Но неравнодушие в вере всегда ценнее формального исповедания. Последнее не всегда базируется на равнодушии. Иногда на незнании или неудачном духовном руководстве. Но если на равнодушии, то недуг этот опаснее инославия.

К делам формального благочестия относятся различные виды освящений. Народ святит всё, что под руку попадается. Ведь что стоит наварить и накрасить яиц и принести на освящение? Несложно ободрать ближайшую вербу и принести веник на освящение на Вход Господень. Не сложно, но глупо дать сгнить раннему сорту «Белый налив», и отказываться от яблок до 19 августа, живя на 24 этаже и не выращивая яблок в принципе. Нет особых проблем, чтобы насвятить травы на Троицу. Продают её накануне ее навальном виде и недорого. Можно освятить квартиру, дачу, машину, породистого коня, яхту, военный корабль. Народ святит водку, вино, траву, мёд, куличи, яйца. Умышленно перечислил то, что или нет смысла святить или даже духовно недопустимо.

Откуда вообще взялось освящение? В разных религиях и в разные времена оно делалось и кровью и водой. Но суть не в носителе, а в объекте. Освящалось всегда то, что относилось к религиозному культу или/и посвящалось Богу. У святости есть два аспекта: функциональный – отделенность от мирского для культового употребления и онтологический – соединенность с божественными энергиями (благодатью). Т.е., если мы нечто посвящаем только Богу и служению, то мы его отделяем только для дел культа, и просим Бога облагодатствовать. Откуда мы это знаем? Из прямых наставлений Иеговы Моисею в отношении Шалаша Завета и священных предметов в Шалаше (Скинии). Что, исходя из этого, мы должны освящать? К таковым предметам относится Храм, облачения священства, все предметы для совершения богослужения, иконы и оборудование храма.

Что мы можем, но не должны освящать? Т.е., освящение не представляется ритуально обязательным. Сюда можно отнести иконы для домашнего использования, нательные крестики, свечи, обручальные кольца (невенчающихся по каким либо причинам), служебное транспортное средство архиерея, постройки и помещения для церковного использования. Освящение всего остального или бессмысленно, а иногда и кощунственно.

Даже освящение яиц и куличей на Пасху. Вдумайтесь. Люди говорят, что на Пасху нужно вкушать освящённое. Но что больше, Христос, принятый через причастие внутрь в таинстве, или освящённое яйцо? Ответ очевиден. Так какой смысл в освящениях еды на Пасху, если все верующие в это праздник все призываются к Чаше? Но эта традиция формального отношения к освященному в уме обрядоверов. Они освящённое яйцо ставят выше освящённых Даров, или, как минимум, оценивают на равных. А не было бы этой обрядной формальности в виде освящённой еды, то, может, из желания причастности празднику больше людей подошли бы к Чаше. А ведь в корзинах не только куличи с яйцами лежат. В сёлах может лежать под низом и водка, и кровянка, и сало.

А освящение квартир и автомобилей чего стоят. О посвящении Богу и выделении от мирского употребления речь не идёт в принципе. В квартирах и скандалят, и изменяют, и даже если всё мирно и благочестиво, то нет никакого культового использования. Хочешь иметь освященное, посвяти иконы, и повесь в молитвенное место, или приклей в машине. Хотя последнее в отношении автомобиля имеет полумагическое значение, а то и явно магическое. Но если молишься в дороге и без образа не можешь, или ездишь так, что все остальные вынуждены молиться, то иконку повесить где-то можно. Но освящать машину, которая не предназначена исключительно для удовлетворения церковных потребностей, не только бессмысленно, но и неправильно.

Но святят всё. И всем это известно. Священников я понимаю. Они на этом зарабатывают на жизнь. А вот остальных мне понять сложно. Вернее, возвращаясь к предмету, это формальная фарисейская вера. «Хочу быть включенным в процесс, типа спасаюсь, готов за это отстегнуть, но в остальном буду жить как жил: отстаивать службы, иногда причащаться и исповедоваться и всё святить». Если не будет духовной коррекции этой позиции, то человек, в лучшем случае, будет топтаться на месте. А в худшем – двигаться назад от спасения, положившись на то, что всё освящено, и работает за него на его спасение. В этом аспекте, тотальное освящение вещей в Предании считаю духовно вредной и опасной практикой, которая укореняет фарисейство в вере.

Иной аспект тяги к внешней святости, а не личному духовному напряжению, собирание святынь в паломничествах. К ним относится: «землица» с могилок святых, «маслице» с лампадок конкретных икон (не обязательно чудотворных) в конкретных монастырях (не обязательно культовых), камни со Святой Земли и разных ее мест, святая вода разных лет освящения с разных священных источников с разных монастырей, иконки, благословлённые разными архиереями и в разных местах и тому подобные артефакты. И всё это коллекционируется дома, раздаётся знакомым как реликвии. А в целом это создаёт ощущение включённости в процесс. Но как говорил кот Гарфилд: «Это только с ароматом печени». Печени там не было. Как и в собирании «святынек» – движения к спасению. Это создание ощущения движения. В последней фразе – вся суть формального благочестия фарисеев, для видящих процесс со стороны. Им же самим кажется, что они скачут к спасению во весь опор на святыньках, почитаниях и освящениях.

Как и демонстративность, формальность благочестия подвергается коррекции, если нет равнодушия, а есть вера. Если же формальные действия веры делались равнодушно, под давлением авторитета (любого опекуна, наставника-фарисея в монастыре), то это клиника более опасная. Ведь вера в религиозности первична. А если ее нет, то нет и смысла в формальном благочестии. Лучше вообще ничего, чем то, что оскорбляет Бога.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Брусиловский Александр
    Гость
    15:17 18.02.2014

    Добрый день!

    Хорошая статья (и 1-я и 2-я части), хотя совсем чуток резковата. Но хотел бы и у нас на ресурсе разместить. (А 3-я часть планируется или это все ?)

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:56 18.02.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да я же давно, говорил, Александр, размещайте, с активной ссылкой без проблем. Можно и не спрашивать по этому поводу. Это написано в нижнем фрейме.
    А что касается продолжения… Третья часть – концепт “Заповедь человеческая” постоянно доделывается. Ожидается, что она будет с гораздо большим уклоном в богословие. Может завтра уже будет сырой вариант. А может и окончательный.
    Резкость стиля – это от неравнодушия и несовершенства. Пока ничего не могу с этим поделать.


  3. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    17:05 20.02.2014

    Думаю, что это все совсем неоднозначно. Есть люди, которые исповедуются и причащаются из гордыни. Есть люди, которые не крестятся проезжая мимо храма, потому что боятся показаться смешными. И т.д. Невозможно установить действия, по которым можно отличить фарисея от верующего. Сама такая попытка является чистейшей воды фарисейством.:)

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:47 20.02.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я ж и написал, что это может быть что угодно, вплоть до исповедничества. Но тот, кто так делал, должен задуматься о мотивах. Если это было суеверие или копирование или демонстрация, то лучше так не делать. Лично мне не было бы стыдно, если бы видел в этом смысл.


  5. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    23:11 20.02.2014

    Вы уверены, что всегда отдаете себе полный отчет о мотивах каждого своего поступка? Например, Вы при встрече сказали человеку “Здравствуй”. Вы задумались о мотивах этого поступка? Зачем Вы поздоровались? Просто потому, что так принято у ханжей и лицемеров? Чтобы о Вас плохо не подумали? Чтобы не назвали невоспитанным человеком? Всей ли душой Вы желаете здоровья этому человеку? И т.д.
    И даже если Вы задумываетесь над мотивом своего поступка, Вы уверены, что делаете это честно и беспристрастно, без всякого самооправдания?
    Я не перехожу на личности. Я спрашиваю об этом только для того, чтобы понять, делаете ли Вы сами то, к чему призываете других людей?

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    11:07 21.02.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Почитайте мой последний блог-пост в дискуссиях о дне рождения. Я уже задумываюсь над тем, чтоб не делать бессмысленных вещей в чисто мирской жизни.
    Ну и такой момент. “Здравствуй” или моё стандартное “Добрый день” не влияет на процесс работы над собой как верующего человека. Я просто с эллином как эллин. Зачем чела обижать отсутствием приветствия? Если так принято и сам апостол Павел в письмах писал приветствия. У меня язык не отвалится, хоть я и понимаю ритуальность этого действия. Впрочем, как и ритуальность многих действий на Литургии. Но я их исполняю и присутствую, чтоб не вводить никого в соблазн. Хотя крестообразную отмашку на каждом прошении диакона я перестал делать.
    Винни, как вы не поймете? Лечиться нужно больному, а не здоровому. Станет ли полностью здоровый человек рассуждать о болях в поджелудочной? Я рассуждаю о фарисействе, поскольку вижу его в себе. И то что понял, отказываюсь от него. Если вы читали все статьи по фарисейству и по правилу перед причастием и по самим молитвам, выдолжны были заметить, что то, что я принял на уровне осмысления, я пытаюсь и даже внедряю в свою духовную и даже светскую практику. Сейчас закончу этот цикл и по его итогам ещё что-то приму для себя, т.е., буду дальше “сквашиваться”. Нельзя 5 лет назад быв фарисеем, быстро стать экс-фарисеем полностью. Работа идёт. Вопросы вы задали правильные, но всё же область религиозности и сектор связей с людьми неверующими может отличаться. Если я свои принципы буду обкатывать на тех, кто не понимает их смысла, то как раз и буду демонстративным фарисеем, о чем говорится в этой статье, который всё делает со смыслом, чтоб все это заметили.


  7. Предупреждений - 0
    Винни
    Гость
    16:51 21.02.2014

    Старый анекдот:
    -Что такое сверхгордыня?
    -Сверхгордыня это когда мытарь благодарит Бога за то, что он не такой, как этот фарисей.

    Больше не буду Вас раздражать.
    Всего Вам доброго.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:32 21.02.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Может вы и правы. На сайт ходит 50 человек. 5-7 несогласных участвуют в полемике. Наверное остальные со всем согласны. Значит это и есть целевая аудитория.
    Мне более интересны, конечно, претензии и критика к статье. Если к автору, то по поводу статьи и с желанием услышать, а не только чтоб слышали Вас.
    Насчёт сверхгордыни… просто привел пример вашего усиления императива. Задумана статья по этому поводу в продолжение Вечного фарисея и часть материала уже есть, потому и подметил у вас этот момент. Если обидел, прошу прощения. Надеюсь наши полемики были на пользу нам обоим.


  9. Предупреждений - 0
    M
    Гость
    15:13 29.10.2014

    А что плохого в сале и кровянке?

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    15:42 29.10.2014 / Мнений — 1141 / Статей — 383 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Можно было бы ник подлиннее придумать. Что б хоть как то обращаться по человечески. Кровь запрещено вкушать и ветхим и новым заветом. А сало и мясо просто нельзя вносить в храм. Есть такое постановление ПЦ. Если уголовный кодекс говорит “Нельзя убивать”, в задаете вопрос – Почему? Кровь человека удерживает душу в теле. Когда она останавливается, душа вырывается из тела. Возможно кровь сохраняет код умирания, и потому кровь запретил употреблять сам Бог, зная, что это вредно. А просто есть сало – ешьте. Нет проблем. Не надо его таскать на освящение.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


восемь − 4 =