Рабы благословений

02.01.2016 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Многие знают, да и на странице в Фейсбуке видно, что моя основная работа не связана с богословием, духовным писательством и христианской журналистикой. Всё очень банально. Я – инвестиционный управляющий, управляю активами инвестиционных и пенсионных фондов. И один из них, так сказать, моё детище, который запустить было сложно, а когда он был микроскопический, то и управлять им было крайне сложно. И хотя это не обязанность управляющего, но чтобы фонд жил и хорошо управлялся, я взялся за его наполнение.

 

Так сложилось, что гораздо ранее, я, подключился на пенсионную программу американской страховой компании «Метлайф» (изначально – «Алико»). И желая диверсифицировать пенсионные накопления, присматривал для этих целей НПФ. И когда понял, что АРТ КАПИТАЛ запустит свой пенсионник, решил подождать. В конце концов, я дождался, и мы с женой начали там собирать пропорционально нашим доходам. Потом подтянулись наши друзья и некоторые френды на ФБ, с которыми мы развиртуализировались. Т.е., я вкладчик и одновременно управляющий деньгами своими и своих друзей и знакомых. Сторонних денег в фонде всего четверть. Часть из моих друзей – священники, которые в плане пенсии вообще никак не защищены, ибо служение в стаж не идёт.

 

На том приходе, который подключился недавно, и настоятель, и священники, оказались конструктивными людьми. Как минимум, настоятель, понимал ситуацию достаточно объёмно. Но что меня сейчас заставило взяться за крючкотворство, так это ситуация на другом приходе, где служит мой старый знакомый батюшка, которого знал еще академистом. Сам «отец» понимает идею, поскольку два наших общих знакомых священнослужителя давно откладывают в пенсионном фонде, но мы решили, как и в первом случае, провести презентацию для всех священников и «десятки» прихода. Я оставил все материалы своему товарищу, и он должен был занести их настоятелю. Думал, что все будет по здравому рассуждению. Но, реальный ответ просто ввёл в ступор:

 

«Нет благословения высшего церковного руководства».

 

питиримВы представляете?!!! Я просто «выпал в осадок». Высшее церковное руководство палец о палец не ударило для пенсионного обеспечения белого духовенства! И не собирается, хотя лично я просился на прием ко второму лицу в УПЦ несколько раз, отправлял резюме своих предложений. Но до приема дело не дошло, а кулуарно я получил сигнал: «Сейчас не до этого». Понятное дело, епископы и все монашество полностью на шее у прихожан. Оно обеспечено пожизненно и в любом состоянии. До смерти прокормят и оденут, как минимум. А священники на бедных приходах вынуждены и свиней разводить и большой огород садить, лишь бы выжить в трудоспособном возрасте. А что с этим священником будет в больной старости, черному епископству – до лампочки. Они обеспечены выше крыши. И сытый голодному не товарищ.

 

А “голодные” стареют с каждым днем и месяцем, и еще и ждут благословений от “сытых” на то, чтобы утопающим спасти самих себя. Ситуация откровенного маразма. И самые прогрессивные представители священства, которые смотрят на старость не в розовых очках, сами пытаются решить проблему. А настоятель храма, под которым 6 священников, блокирует им возможность узнать о самостоятельном обеспечении своей старости!

 

Какое может быть благословение священникам на вложения в пенсионный фонд? Кто-то из священников бегает за благословением к Онуфрию на то, чтобы положить средства на депозит? Или требуется благословение на покупку недвижимости или автомобиля?! Ведь это всё личное дело священника, как человека. Это никак не связано с его служением как жреца, это никаким боком не относится к вопросам пастырства.

 

Глядя на подобные «благословения», меня не оставляет ощущение добровольного рабства, или, как минимум, делегирования части своей свободы Системе, причём там, где его не должно быть и в помине. Либо это нежелание нести ответственность за самого себя и свое будущее. И, по сути, прикрытие отсутствием благословения – это личина безответственности и нашего «авось». В моём случае настоятель поступил как рабовладелец, который даже не сказал рабам о возможности обеспечения старости, раз нет директивы от императора. А само благословение, из благого слова на действие реально превратилось в приказ, без наличия которого не совершаются даже внесистемные действия.

 

Это же чудовищно! Вдумайтесь, священники в православии зависят от тараканов в голове епископа и настоятеля в деле, в котором епископ и настоятель при проявлении рисковой ситуации в старости, просто разведут руками или устно пособолезнуют, но пенсию не назначат. Настоятель может постараться помогать по совести. Но совесть и объективные возможности у всех разные. Не секрет, что основной доход у священников от треб, и именно от него сильно не откусишь. У всех матушки «спасаются чадородием», и потому деньги от треб максимально оседают на персональных кошельках батюшек. Потому, даже если настоятель совестливый, а приход не богатый, то он финансово весьма ограничен. Да ещё и епископу надо наверх отстёгивать. Потому с помощью могут быть проблемы. И дело не только в средствах на еду. Ведь надо и коммуналку платить, и матушку содержать.

 

Часть священников говорит, что они будут служить до смерти, а там дети помогут. Но очень многие оказываются не в состоянии служить по состоянию здоровья. Иногда дети не то что не помогают родителям, а тянут деньги с родителей на себя и на внуков. Я вижу эту ситуацию в двух реальных семьях. Значит, это явление нередкое. А если дети сами не кидаются помогать, то просить и выпрашивать – неудобно.

 

Давайте подумаем чисто по-мужски. Мужчине приятно быть на иждивении у детей, если он сам мог себя обеспечить, но не сделал этого? Мне – нет! Особенно, если мне предлагали, а я поленился заняться этим вопросом. А ведь говорить, что я вырастил детей, дал им образование, а теперь они должны мне помочь в старости, – глупо. Ничего они не должны. Человек заводит детей для продолжения рода и из любви к самим детям. Заводя их, он понимает, что их нужно вырастить. Туда входит много элементов, которые требуют времени, денег и душевных сил. А когда дети выросли, они должны растить своих детей, и отдавать им все усилия. Т.е., детей они должны обеспечивать, а родителямпомогать. Обеспечить родители себя должны сами. Механизм пенсий в современных цивилизационных условиях это позволяет сделать любому гражданину, даже служителю церкви. Работающим гражданам это делается за счет отчислений в государственный пенсионный фонд, и по желанию – в негосударственный. А священник или пастор должен делать отчисления сам. Иначе он останется без обеспечения, когда не сможет служить по состоянию здоровья, потеряет приход, приход не сможет обеспечивать всех приписанных пенсионеров-священнослужителей, или он перестанет служить по иным причинам. И что, ссылаться и плакаться, что не было благословения на вложения на пенсию?! Так оно и не нужно это благословение, как не нужно благословение на поход в кинотеатр или поездку к родственникам.

 

Да, есть чудесный пример Греко-Католической Церкви, которая обязала делать отчисления в пенсионный фонд своих священников, и таким образом застраховала хоть как-то своих клириков от проблем в старости. Это сделано по благословению из центра. И это хорошо, исходя из местных раскладов. Но если в украинском православии никто об этом не хочет думать и давать высочайшее благословение на обеспеченную старость клирикам, то пусть клирики это сами себе благословят. Если они раздают благословения прихожанам, значит, и себе могут благословить.

 

Владыка Павел себе благословил и представительский мерс, и загороднюю резиденцию, и безбедную старость, будучи, при этом, монахом. А священник может скромно благословить себе отчисления в пенсионный фонд, чтобы, когда у него станет меньше дней служений и треб, или он не сможет ходить и стоять, у него было на тепло, свет, воду и на хлеб насущный, независимо от возможностей детей. Просто нужно стряхнуть с себя системное рабство и рабский дух, и понять, что на постройку прихрамового здания может и стоит взять благословение у епископа (хотя, какое ему дело, что решил настоятель со старостой и «десяткой»?), а на обеспечение себя в старости благословение не нужно. Это нормальная практика всех развитых цивилизаций, где госпенсии велики только у госслужащих. У всех остальных – это мизер, минималка. А остальное – что сам собрал. Это иная философия, иная парадигма. И мы идем к этим ценностям в Европу, и готовиться к этому нужно включив мозги, чтобы потом не прикрывать голое «кое-что» своевременным отсутствием благословения архиерея.

 

При построенной системе в православии, этого благословения может и не быть, ибо это потенциально уменьшит отчисления местному архиерею, и дальше наверх. Так, что те священники, которые уповают на «отеческую заботу» епископов о пенсиях священства и их благословения, благословляйте себе сами, вы вряд ли дождетесь этого. Где есть конфликт интересов, там решение будет заморожено. Есть примеры в Украине, когда епископ священникам кафедрального собора оформлял отчисления в пенсионный фонд. Но это копейки. Ведь отчисления делаются символические. Такая же символическая будет и пенсия.

 

Но главная идея этого поста не пенсия, а здравый смыл и готовность брать ответственность на себя. Пенсия просто оказалась поводом, который меня “завёл” перед Новым годом. Этим постом я хочу сказать клирикам, что нужно отделить решения чисто человеческие и бытовые, которые обеспечивают жизнь семьи, и не ставить их в зависимость от благословений архиерея. Если нет на ваше решение благословения от Господа, вы сами это ощутите. Но в подавляющем большинстве случаев нужно ваше решение, а не отказ от личной ответственности.

 

Или вы и на Суде будете пробовать прикрываться чужими благословениями там, где нужно будет отвечать без оправданий и работы указательного пальца: «А это он мне благословил/не благословил»?!

Обсуждение


  1. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    15:37 02.01.2016 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Хороший пост. Актуальный. Понравится тем, кто задумывается на эту тему. Увы, ничего не изменит в системе.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    16:00 03.01.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Пример от Павла Адельгейма о формальном полурабстве священников у епископа.


  3. Предупреждений - 0
    о. Тихонъ
    Гость
    13:15 04.01.2016

    Самое примечательное, что в этой Системе рабство распространяется на всю человеческо-бытовую сферу, как Вы правильно отметили, в то же времявероучительная часть оставлена на полный произвол, и если покопать духовенство, там православным окажется только облачение.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:37 04.01.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я на чистоту вероисповедания смотрю сквозь пальцы. Исповедуют Христа сыном Всемогущего и Спасителем рода человеческого? И довольно для меня. Остальное должно быть из области мистического опыта и жизни по совести и любви. Что есть проблемой более серьёзной, чем неточность или даже ненавязчивая еретичность исповедания Халкидонской формулы боговоплощения 🙂

Sorry, the comment form is closed at this time.