Отцы, а где же проповедь?

24.10.2013 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

09Хожу в храм, где на ранней и поздней литургии может молиться 3000 человек. У нас 7 священников. И только один говорит проповеди, которые не оставляют никого безучастным. Ещё один священник, с академическим образованием, говорит классическую проповедь, по всем законам гомилетики, но она всегда какая-то вымученная, неживая. А когда отец под конец начинает: «Так  давайте ж и мы, братья и сестры, молиться Господу/Воскресшему Господу/Богомладенцу (!?!) (нужное выбрать в зависимости от праздника и времени года), чтоб он нас спас/вразумил/наставил/открыл очи сердца и т.д.» – ты понимаешь, что знать мало, и знание не даёт таланта сказать проповедь, которая не будет «тянуться за зубами», а будет воспламенять веру.

Еще один священник пробует вымучивать проповедь от себя, старается, но нет красноречия, и пробует он не всегда. Два священника, при отсутствии таланта говорить, пошли наиболее правильным путём в таком случае. Понимая, что сами проповеди экспромтом не родят, они набирают проповедь на бумажке. Что-то пишут сами, что-то берут у авторитетов-проповедников и с выражением зачитывают. И паства не остаётся не окормлённой словом Божьим. Два священника и этого не делают. И когда они служащие, в конце службы рождается к ним вопрос, которым названа эта статья.

Правда, и лучший проповедник не говорит проповедь в нужном месте, после чтения Евангелия. Раньше хоть иногда после «Отче наш» перед причастием говорил, а теперь вообще после Литургии и молебна. Я никогда на молебен не остаюсь. Не вижу смысла в этой «пристройке» после Литургии, где священники только глазами успевают пробежать «мульйон» записок, и если сами заказчики усердно не помолятся, то толку с такого молебна немного. Но в любом случае, я перестал слышать лучшие и «цепляющие» проповеди в нашем огромном Никольском соборе.

И такая ситуация не только у нас. Батюшки, даже с явным талантом красноречия, с прохладцей относятся к этому виду окормления своей паствы. Спору нет, главное – это «Примите, ядите…», но, отцы, «Пойдите и научите» при этом никто не отменял. А вы ходите? Ну хоть куда-нибудь? Есть у нас места, где активные священники находят слушателей: школы, тюрьмы, больницы, рок-концерты, программы телевидения и радио. Нет?! Я понимаю, лекции в стиле Осипова или Кураева доступны единицам, с именем, на которое соберется аудитория. Есть ещё православные сайты, со страниц которых можно сеять вечное и звать ко Христу. Нет времени? Да, часто много детей, требы, хлопоты, службы. Я это могу понять и даже принять. Но если так, то почему молчите на службах? Здесь уже не может быть никаких отмазок. Это ваш день и ваше место. Вы всё равно там. Почему вы обязательно соблюдаете эктению об оглашенных, коих много веков нет в природе,  а проповедь ставите на игнор?

Не забывайте, что службу на церковно-славянском люди практически не понимают. Евангелие вы читаете вместе с Апостолом тоже на том же непонятном языке. Так хоть перескажите им Радостную Весть на понятном языке и подскажите, как применить прочитанное в условиях современности, на примерах из жизни. Мой духовник иногда приводил пример на проповеди из того, что я ему вчера на всенощной сказал на исповеди, и я не против этого. Он же не идентифицировал озвученный пример с конкретным прихожанином. Но мой пример из реальной жизни может кому-то и поможет.

В Киеве есть новейший храм в честь свт. Иоанна Кронштадского. Служит там отец Нестор. О неравнодушном батюшке мы слышали хорошее сразу из двух источников. Сначала от наших друзей, живших по соседству, и от моего очень хорошего друга, который на данный момент уже пономарюет у этого отца. Решили съездить, посмотреть. И встретили Пасху-2009 всей семьёй в этом недостроенном храме. За всю историю наблюдений за священниками в разным местах, храмах, монастырях (в том числе, когда учился в МДС), могу сказать, что это один из лучших проповедников, хотя и с определёнными лекторскими недостатками. Но вера христианина видна невооружённым глазом.

Священные книги часто читаются на русском понятном языке. И не только на Пасху. В эктениях непонятные словечки из цся заменяются современными. Это очень порадовало. Проповедей за службу несколько. Стиль подачи живой, образный, без всяких там «Давайте братья и сестры и мы будем молиться…».  Единственно, батюшке надо включать «тормоза». Проповеди бывают слишком длинными. Перегруз есть даже для меня, кода всё, что он цитирует, я и так напамять знаю. А людям, менее подготовленным, концовки длинных проповедей могут смазываться просто из-за их излишней длины. Ощущение, что завтра его поведут на съедение львам, а он ещё не всё досказал своим духовным детям, и пытается донести им всё нужное для спасения за сегодня:-) Но этот «минус» просто чепуха. Пусть лучше будет так, чем как в нашем соборе на большинстве Литургий.

Я уверен, что проповедь должна идти от сердца, а не по учебнику гомилетики. Кстати, батюшка так и говорит. Думаю, и сами учебники требуют пересмотра, и преподавателем гомилетики может быть только талантливый проповедник. Просто грамотного преподавателя ставить нельзя, а то будет вариант, как со старшим священником нашего собора.

Надо уходить от формы из учебника, оставляя классическое содержание. Действительно нужна трактовка-толкование евангельского и/или апостольского чтения, а если читается на церковно-славянском языке, то и предварительный пересказ. А дальше нужно переходить к преломлению несоответствия нашего образа мыслей и действий, тому, что говорится в Писании и нашем толковании. Можно примеры давать прямо в толковании, не зацикливаясь на классической структуре проповеди. Давайте без «давайте». Когда вы людям ярко покажите несоответствие наших помыслов и действий евангельским, их уже не нужно будет призывать ни к чему. А последнее «Аминь» можно поставить после вашего видения исправления ситуации, опять же без пафосных призывов и искусственных оборотов речи из 19 века с «сестры» вместо «сёстры».

Сюсюканье и лубочный стиль вызывает ментальное отвращение. Следование канонам построения проповеди самого проповедника загоняет в отход от естественности в угоду структуре. Самые «цепляющие» проповеди, как правило, были всегда не по канонам построенные, а по излиянию неравнодушного и верующего сердца. Тогда и подготовка не нужна, и примеры сами всплывают в голове и в нужный момент оказываются под рукой, и люди слушают, и у них появляется желание не только слушать, но и исполнять.

Проповедь, льющаяся из сердца и веры, конечно, самая ценная и «воспламеняющая». Но этот талант есть у немногих. Всем остальным батюшкам лучше пользоваться чужим «пламенем», чем быть соблазном для новоначальных (опытные простят) и вместо «воспламенения» создавать «дымовую завесу». Да возьмите проповеди митр.Владимира (Сабодана), митр.Антония Сурожского, свт.Игнатия (Брянчанинова). Там же ж кладезь красноречия и духа. И будет больше пользы, чем от собственных потуг, которые особенно соблазнительны для впервые пришедших в храм. Они уйдут, сделав вывод, что нет смысла сюда приходить, особенно если был прошлый протестантский опыт.

Иной раз приходили мысли, чего вдруг опытным мирянам запретили проповедовать с амвона, как в первые века. Иной раз так тянет мысленно сказать, отец, а можно мне сказать пару слов к народу? Но недавно, когда родилась в голове эта статья, подумал, что дай волю мирянам, начнутся тёрки и выяснения, кто умнее и кому говорить. Приоритет в проповеди перед священником будет надмевать прихожан, и им от этого пользы не будет, один вред. И этим мне понравился приход о.Нестора. Там никому такое в голову не придёт. Авторитет священника и проповедника на высоте. А с «задумчивыми» проповедями или вообще без них и рождаются в голове крамольные мыслишки с тщеславным налётом, или возникает вопрос из названия статьи: «Отцы, а где же проповедь?». Хорошо, что в Киеве всё же есть приходы, где с этим проблем нет, как на приходе храма в честь свт.Иоанна Кронштадского.

 

P.S. Иногда, когда я задумываюсь о своём возможном священстве (как-никак МДС за плечами), мне кажется, что мне бы удался бы этот элемент служения. Но только ради этого священниками не становятся, иначе мотив будет тщеславный, а значит и греховный. Потому и обращаюсь в статье к совести священников, призывая их помнить слова Спасителя: «Пойдите и научите…» и не считать проповедь необязательным элементом богослужения. Чтобы не соблазнять прихожан в определённом месте службы выйти вам на замену:-(

Обсуждение

  1. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    18:53 24.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    С учетом, ряда статей с критическими замечаниями по поводу правил принятия Таинств, духовного руководства, порядка богослужений, можно говорить о тенденции к реформированию в Церкви. Возникает предложение к авторам-реформаторам (в хорошем смысле слова), обобщить свои предложения по пунктам в одной статье. Таким образом, возникнет некоторая программа, которая хотя и не будет соборным посланием епископов, но, пожалуй, заставит задуматься неравнодушных священников и владык о возможных изменениях.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    19:07 24.10.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вообще, когда сайт создавался, была идея создать раздел-рубрику по реформе и конкретным предложениям. Но когда есть желание вернуться к Евангелию, это не совсем реформа. Это отмена предыдущей реформы и возврат к духу Радостной Вести. Потому раздел получил название “Назад, к Евангелию”. Но в данной статье не вижу ничего реформаторского. Это призыв к батюшкам делать то, что им и так положено делать. А вот призыв чтения Апостола и Евангелия на современном языке – это может нашими ультраконсерваторами восприниматься как обновление и знаком приближения конца света))) Хотя это требования апостола Павла о понятности языка в церкви

  3. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    19:53 24.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    По поводу данной статьи могу сказать, что слышал разные проповеди, но предпочитаю только проповеди по Духу, чем простое информирование о содержании службы, и перевод Евангелия на русский или украинский язык. Формальная проповедь больше выбивает из службы, чем ” воспламеняет веру”. Сейчас не 19-й век и все присутствующие – люди грамотные, читают и знают смысл праздников и порядок служб, при условии, что они серьезно относятся к вере, и являются постоянными прихожанами. Те, кто не хочет разбираться сам, и проповедь-информацию забудут уже к концу службы, или даже пропустят мимо ушей. Поэтому, если слов у священника нет, то лучше промолчать, чем говорить не в Духе, а только по обязанности.


  4. Предупреждений - 0
    Старец
    Гость
    20:08 24.10.2013

    Та вы Юрий просто идеалист, однако. Грамотных не мало, но у священника есть опыт так показать и так повернуть прочитаное, что у людей даже знающих появится новый взгляд на известные вещи. Думаю, проповедь нужна. Ну и не все читают и не все дюже грамотные. Уметь читать и понимать прочитанное – это две большие разницы. Посмотрите сколько сект – а это всё построено на разности в понимании одного и того же текста

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:18 24.10.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не скажи, Юра, не скажи. Когда у меня был период охлаждения от излишнего рвения, я продолжал ходить в храм, я отлично знал и помнил Писание, но не читал его некоторое время. И толковая проповедь звала. А по поводу не толковой проповеди я ж написал. Не можешь, возьми толковую и прочитай. Я вижу по своему храму большой позитив даже от этого. Все нюансы каких то слов Христа, которые ты понимал относительно плоско или не до конца, ты не можешь знать. А на проповеди тебе могут показать грань, которой ты не замечал. И кроме Причастия у тебя появится ещё одна польза посещения воскресной литургии


  6. Предупреждений - 0
    Владимир
    Гость
    05:27 31.10.2013

    От избытка сердца говорят уста. Если священник не говорит проповедь, значит ему нечего сказать. А если ему нечего сказать, значит у него проблемы в живых отношениях с Богом и проблемы в отношениях с прихожанами как пастыря. Тогда ему нужно каяться и все эти отношения восстанавливать и возгревать.
    Говорить можно по-разному, как автор верно заметил. Священник может говорить от сердца, а может говорить фальшиво. Фальшиво – это просто ужасно. Это как раз когда говоришь чужие слова и проч, которые не стали твоими. Человеку может не хватать способности выразить опыт и мысли словами, тогда он обращается к чужим проповедям, но его слова в итоге действенны и не фальшивы, т.к. за ними стоит Дух, опыт отношений с Богом и глубина. Но конечно непередаваемо, когда человек полностью говорит от себя, от своей глубины, от Духа, который внутри. Такое слово, пусть самое простое, очень действенно, потому что чувствуешь непонятным чувством – человек сам живет этим, это возможно, это не фантазии и не мечты, это реальность присутствия Бога в человеке и человека в Боге, это глубина.
    Поэтому хочется, чтобы отцы говорили не просто что-то, лишь бы не молчать, а от своего духовного сердца.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    17:40 31.10.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не судите строго. У нас есть тихий, добрый священник. В вере его никто не сомневается. Но говорить, наверное, боится. Очень скромный. Но пробует читать с листа. Не всем дано.


  8. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    13:10 03.12.2013

    Хотел добавить к обсуждению одну мысль, которую планирую воплотить в реальность на свём приходе. Есть на сегодня потребность в мирянах, которые могут сказать слово к народу с проповедью. Священник на проповеди может восприниматься привычно. Ну ему ж положено говорить, он за это деньги получает. А когда выходит в пидаке или свитерке один из прихожан, это даёт совсем иное ощущение и восприятие проповеди. Ощущение, что вот этот говорит не потому, что ему положено и он деньги за это получает, а потому что у него сердце горит верой и любовью к Евангелию. Могут возникать вопросы, а почему у меня не горит? И это хороший вопрос. И очень важно сменить спикера даже для того, чтоб разнообразитьс трой проповеди. Это увеличивает внимание. Главное чтоб мирянин не пасовал и хорошо подготовился. Толку от этого может быть даже больше, чем от моей проповеди, даже если она окажется содержательнее. В Покровском это вряд ли возможно. Большая и неповортливая, глубококонсервативная система не позволит реализовать эту задумку. Но в небольших храмах это сделать можно. Если получится и процесс пойдёт, напишу здесь отзыв об этом. Главное, чтоб желающие миряне нашлись, не боящиеся аудитории, достаточно богословски подкованные и не пытающиеся взобраться на амвон чисто по тщеславным мотивам. Тут себя надо тщательно проверять.

Sorry, the comment form is closed at this time.