О внутреннем причащении, или «Сыны свободны»

08.05.2018 / / Мнений — 0 / Статей — 21 / Дата регистрации — 05.07.2016

О причастии Марии Египетской

В канун праздника Марии Египетской вспоминаю ее житие. Монашество постаралось это житие приукрасить и подогнать под свои нужды, но не стану об этом, здесь речь пойдет об ином.

mariya-e-

По житию, Мария Египетская причастилась один раз за всю жизнь, из рук иерея, «носителя великих тайн Божиих» Зосимы. Она сама попросила причаститься у иерея, сказав так: «когда наступит святой Великий четверг Тайной Вечери Господней, вложи в святой сосуд Животворящего Тела и Крови Христа, Бога нашего, и принеси мне. Жди же меня на той стороне Иордана, у края пустыни, чтобы мне, придя, причаститься Святых Таин». Через год Мария Египетская перешла с молитвой реку Иордан как посуху, приняла причастие из рук Зосимы, а когда старец ушел, она, причастившись, вскоре отдала Богу душу.

Примечательна часть ее диалога с Зосимой:

«Авва Зосима опять спрашивал: «Неужели тебе не потребовалось здесь ни пищи, ни одеяния?»
Она же отвечала: «Хлебы мои кончились, как я сказала, в эти семнадцать лет (в пустыне). После того я стала питаться кореньями и тем, что могла обрести в пустыне. Платье, которое было на мне, когда перешла Иордан, давно разодралось и истлело, и мне много потом пришлось терпеть и бедствовать и от зноя, когда меня палила жара, и от зимы, когда я тряслась от холода. Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с различными напастями, бедами и искушениями. Но с того времени и до нынешнего дня сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело. Питалась и покрывалась я глаголом Божиим, всё содержащим (Втор. 8, 3), ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божием (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова камением облекутся (Иов. 24, 8), если совлекутся греховного одеяния (Кол. 3, 9). Как вспоминала, от сколького зла и каких грехов избавил меня Господь, в том находила я пищу неистощимую».

Вопрос.

Cвятая ходит по водам как посуху, левитирует в молитве, знает жизнь Зосимы и всего монастыря с насельниками; Марию Египетскую Слово Божие научило всему Писанию, так что она, не знавшая грамоты, знает и псалмы, и всё Писание. А вот причаститься Тела и Крови ей в жизни якобы довелось лишь раз – из рук монахов, по ее просьбе, и то – перед смертью.

Не складывается, ну никак.

Возможный ответ кроется в словах Марии Египетской о том, что она в пустыне «питалась и покрывалась Глаголом Божиим», о том, что находила «пищу неистощимую», и в словах о том, что «сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело». О чем здесь могла идти речь, кроме «манны» для насыщения тела? Попробуем разобраться.

Внешнее причащение и его «приватизация»

причащение младенца

“Правильные” церковные ресурсы пишут, что «Евхаристия — центр жизни христианина; ею определяется правильность церковного сознания, иерархия ценностей Церкви… Вокруг Евхаристии, как вокруг центра, расположены и сама Церковь, и ее священнодействия». На деле, Евхаристия в руках институциональной церкви, у церкви многовековой «эксклюзив» на центральное системообразующее таинство. Те из верующих, кому приходит в голову светлая мысль про «где двое или трое», так что давайте соберемся общиной, единым сердцем, и совершим Евхаристию, – встречаются с определенными трудностями.

Например – да, есть «Дидахэ», и в нем евхаристическая молитва. Т.е., можно совершать Евхаристию и по «Дидахэ», Евхаристию благодарения. Но… где там про преложение/претворение даров? Там ведь только благодарение и молитва о собрании верующих. А если кто захочет сам божественную литургию совершать – не выйдет, церковь поставила мощные заслоны от таких; нет у них «допуска» к таинствам, то есть рукоположения священнического. а если даже есть – им нужен подписанный действующим епископом антиминс, плат с вшитыми мощами, который лежит в алтаре на престоле, и без него, якобы, недействительно (!) таинство. Это говорю о православных заслонах, в других конфессиях не ведаю.

Получается, что верующие накрепко привязаны к Причастию в церкви, и обусловлены им, а иначе ни Плоти, ни Крови «легально» принять они не могут, нигде, кроме… И вот хотят, но гадают, сомневаются – а если сами будем, получится ли, сработает ли…

Отнюдь не говорю здесь ни о действенности-недейственности церковного причастия, ни о его «благодатности-безблагодатности». о которой нередко рассуждают. При самом бедственном положении церкви земной, когда и светильник ее шаток и мерзостей выше разумения, Господь все тот же, и Дух Его – тот же, и обещанное нам Господь свято Сам исполняет, – так что и видишь на литургии, как вынесенная священником Чаша блистает незримым Огнем божественной Силы, отчего падают ниц пред «Я Есть”; и «земля содрогается» когда хлеб становится Плотью, а вино – Кровью Его. Это вскармливает и питает наши немощные дырявые ветхие сосуды, годами не способные вместить и хранить в себе Плоть и Кровь Воскресшего.

Но вот некоторые вскормленные, как ни странно, подрастают – часто вопреки, чем благодаря церковному. И этот круг вычитка-исповедь-причащение не дает ни ответа на их вопросы, ни даже не дает того прежнего насыщения их духу. Что дальше? А если находят созвучные души и стремятся собраться вместе, как им провести Евхаристию?

Ответ для христиан, как видится, вообще не в рамках проведения ритуала-таинства. Ответ в том, чтобы возлюбить Христа, и стяжать Духа Его Святого, – стяжать ради того, чтобы «вам родиться свыше», духу от Духа. Рожденный свыше «соблюдает Слово», Я Есть, и так «Отец Мой возлюбит его, и к нему Мы придем и обитель Себе у него сотворим» (Ин.14:23).

О внутреннем причащении

К чему это говорю? К тому, что в ком обитель сотворена, тот внутри себя и причащается, Плоти и Крови, и не раз в месяц, а часто или даже непрестанно – в свою меру. Воистину, странно было бы, имея Отца с Сыном и Духом во внутренней обители, зависеть от внешнего таинства в церковном сооружении, по календарю. Впрочем, и внешнего никто не отменяет, так что немало было святых, которые до конца дней своих исправно причащались на литургии.

И это внутреннее причащение – не удел одних каких-то легендарных святых, вовсе нет; внутреннее причащение – сыновний/дочерний удел всех тех, кто самую малость подрос в Боге. Ведь если эти сыны/дочери трезво смотрят, до них начинает доходить, что внутреннего принятия святых Тайн – более чем достаточно, так что не имеют нужды и во внешнем, и тем более, не имеют обусловленности этим внешним.

vecherya-

Где можно увидеть обоснование сказанному в Новом Завете? У синоптиков все буквально и конкретно: сказано, например, про «хлеб наш насущный» в молитве – это именно про хлеб, не про «Хлеб Жизни – Христа», потому что нет этого сверхглубокого уровня понимания, ни у Луки, ни у Матфея. Потому, хлеб Христом благословлен, преломлен, и сказано: «это есть тело Мое», а вино – «кровь Моя Нового Завета, изливаемая за многих», – вот так и творите, буквально исполняя внешнее действие.

Не так у Иоанна. Прежде всего, потому что у него – свой язык, и все знакомые слова (свет, слово, вода, кровь, хлеб и другие) наделены у него новым духовным неотмирным смыслом. Его монолог о плоти и крови Сына Человеческого (Ин 6:47-63) – весь во внутреннем. Почему так думаю? Потому что сказанное в центральной части этого монолога – все сказано о внутреннем:

«Истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоти Сына Человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя есть истинная пища, и кровь Моя есть истинное питие. Ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем. Как послал Меня Живой Отец, и Я живу Отцом, – и ядущий Меня, он тоже будет жить Мною. Этот хлеб с неба сошел: не так, как ели отцы и умерли. Ядущий этот хлеб жить будет вовек».

В контексте всего Иоаннова внутреннего учения, Иисус-Хлеб Жизни тогда, когда Он приходит, сотворяя в сынах/дочерях обитель Бога Живого. Пребывать в Нем, жить Им в себе – значит, иметь Жизнь. Что же в таком внутреннем учении может означать – есть Его плоть и пить Его кровь?

Это все сокровенный язык Иоанна, когда те же слова, что у синоптиков, обретают иной, иногда противоположный смысл. Как можешь разжевывать, глотать, есть плоть, когда эта плоть, Хлеб Жизни – уже в тебе? Как можешь пить ртом кровь, когда эта Вода Живая – течет в тебе? Что это, хлеб, вода? То ли твое, от тебя взятое, что уже претворено Духом в истинную пищу и истинное питие. То ли Христова «кровь и плоть» уже в тебе, без всякого претворения. И как расчленить, препарировать, где кончается плоть и кровь сына и начинается плоть с кровью Христа?

http://www.dreamstime.com/royalty-free-stock-photo-leap-faith-image18949805

Немыслимое дело, уму неподвластное – гадать об этом. прочтите в приложении выборку, где святые отцы говорят о внутреннем причащении, от древних до написанного Никодимом Святогорцем в 18 веке текста, когда этот Никодим переложил трактат католического автора Франциска Скуполи (приведенного там же), и вы увидите, насколько разнообразно осмысление и насколько различные модели строит ум, пытаясь домыслить и описать происходящее во время внутреннего причащения.

Но это все – лишь подстройка под привычные модели: помнится, сам выспрашивал у опытных братьев, где «там, внутри» святая святых, где жертвенник, где место «архиерея». Что же, так действует рассудок:)

Приложения

преп.Анастасий Синаит

«Все Собрания, Литургии, Праздники, Причастия 45 и Жертвы свершаются для того, о человече, чтобы очистился человек от грехов своих и чтобы Бог вселился в него, по сказанному Христом: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23) и «Вселюсь в них и буду ходить» (2 Кор. 6:16).

Поэтому, как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания [присутствовать] в тварных церквях, (участвовать] в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она [уже] не желает поклоняться Богу «ни на горе сей, ни в Иерусалиме» (Ин. 4:21). Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына — Архиерея, внутри имеет Духа — истинного Огня, внутри имеет истинную жертву «дух сокрушен» (Пс. 50:19), внутри имеет жертвенник — чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления — духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим — радующуюся душу. Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).

<…>
Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обόженный вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога (Откр. 21:3) и представляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нем] полноту Троицы».

Свят. Григорий Богослов

Не допустят к жертвенникам? Но я знаю другой жертвенник, образом которого служат ныне видимые жертвенники, на который не восходили ни орудие, ни рука каменотесца, на котором не слышася железо (3 Цар. 6, 7.), которого не касались художники и хитрецы, но который весь — дело ума, и к которому восходят созерцанием. Ему буду предстоять я, на нем пожру приятное Богу (Левит. 1, 5.) и жертву и приношение и всесожжения, столько же лучшие приносимых ныне, сколько истина лучше тени. О нем, как думаю, любомудрствует и великий Давид, говоря: и вниду к жертвеннику Бога веселящаго духовную юность мою (Пс. 42, 4.). От сего жертвенника не отвлечет меня никто, сколько бы ни желал.”(слово 26)

преп.Максим Исповедник

Святая Церковь Божия, уподобляемая в созерцании душе, бесспорно, полностью соответствует ей. Ибо всё проявляющееся сообразно уму и всё, что получает бытие, развиваясь из него. знаменуется в ней алтарем. А то, что обнаруживается соответственно разуму и что существует исходя из него, она показывает храмом. Наконец, она сводит все воедино в таинстве, совершаемом на божественном жертвеннике. И кто благоразумно смог, посредством [богослужения], происходящего в Церкви, быть посвященным [в это таинство], тот подлинно соделал свою душу Церковью Божией и божественной. Ведь, пожалуй, ради души и дана нам Церковь рукотворная, которая, посредством разнообразия божественного в ней, премудро служит образцом нашего пути к лучшему. (Мистагогия, 5)

преп.Никодим Святогорец

Причащаться Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена, кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день. Внутренно же, в духе, причащения Ему можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он, сердцем ощущать сие общение. Причастившись Тела и Крови Господа, Его Самого, по обетованию Его, приемлем, и Он вселяется в нас со всеми благодатями Своими, давая и сердцу, к тому готовому, ощущать сие. Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами, и отношениями окружены, в коих по долгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается. Скрывается ощущение вкушения Господа, но общение с Господом не пресекается, если, к несчастью, не привзойдет какой грех, расстраивающий благодатное состояние. Со сладостью вкушения Господа ничто сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение ее, спешат восставить его в силе и когда восставят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное.

Оно имеет, таким образом, место между одним и другим причащением Его в Тайнах Святых. Но оно может быть и непрерывно – в том, кто всегда блюдет сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным.
Но и то, когда кто по временам вкушает Господа в духе, есть дар благодати. От нас только жаждание сего дара и алкание, и усердное взыскание. Есть, впрочем, дела, открывающие ему путь и споспешествующие принятию его, хотя он всегда приходит как бы невзначай. Дела сии суть чистая с детским воплем из сердца молитва и особые акты самоотвержения в ряду добродетелей. Когда нет на душе греха, когда не терпимы бывают мысли и чувства греховные, т. е. когда она чиста и к Богу вопиет, то что может воспрепятствовать Господу присущему дать душе Себя вкусить, а душе ощутить сие вкушение? Так и бывает, если только Господь не видит, что для блага души нужно несколько продлить алчбу Его и жажду неудовлетворенною. Между актами самоотвержения паче всего сильно в сем отношении смиренное послушание и повержение себя под ноги всех, обнажение себя от стяжаний, благодушное перенесение напраслин, все в духе полного предания себя в волю Божию. Такие деяния наипаче уподобляют действующего Господу, и Господь присущий дает Себя вкусить душе его. И всех заповедей Божиих усердное и чистое исполнение имеет плодом своим вселение Господа в сердце, с Отцем и Святым Духом (Ин. 14:23).

Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дается присутствующим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию и по мере сих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться. (“Невидимая Брань” Глава четвертая. О причащении духовном)

св.Франциско Скуполи

Хотя мы не заслужили принимать в таинствах Господа более, как однажды в день, однако мы можем оной причащаться духовно во всякое время. Ибо нас от сего удерживает больше не что иное, как одолевающее нас нерадение.

И таковое причащение может нам быть полезнее и Богу прият­нее, нежели другие, и сие по причине недостатка приемлющих, а особливо когда с небрежением приуготовляемся к оной. А когда хорошо себя приуготовишь, очистив душу свою, то гораздо скорее обретешь благоволение Сына Божия, Который невидимо Сам по­даст тебе сию духовную пищу.

Старайся быть готовой к сему причащению и, возведя мысль свою к Богу, старайся рассмотреть свои заблуждения, почувствовать истинное сокрушение о своих грехах и возбудить довольное раская­ние в твоем сердце и потом проси Господа со смирением и великою надеждою да внидет в бедную твою душу и восставит и укрепит ее Своею благодатию, дабы возмогла ты противиться врагам своим.

При воспоминании себе прошедшего таинственного причащения в умилении сердца воззови ко Господу: Господи Боже мой, когда я удостоюся принять паки Тебя во храм души моей, прииди ныне духовно и, вшед ко мне, помоги мне в подвигах духовных!

А ежели возжелаешь приуготовиться и к надлежащему принятию Божественных Тайн, упреждая оное днем, расположи все умерщвле­ния твои и добродетели и всякое твое доброе дело к тому концу, то есть дабы духовно и достойно принять Господа, и заблаговременно рассуди, сколь счастлива та душа, которая достойно приемлет свя­тейшее таинство. Поелику чрез сие возвращаются все потерянные добродетели, первобытная красота возобновляется в душе и приоб­ретается нами богатство заслуг Сына Божия.

А когда такое хотение возгорится в душе твоей, то, представ пред Господом, возопи: Все возбраняющее мне здесь принять Тебя в таинствах – отврати, о бесконечная благость! – дабы душа моя, получив от Тебя отпущение грехов, достойно наслаждалась Тобою ныне и всегда. Даруй, чтобы я удостоилась получить новую благо­дать и крепость к низложению всех моих врагов, а особливо того, с которым ныне ратоборствую, дабы угодить Тебе единому, (“Брань Духовная”. Глава пятьдесят седьмая. О духовном причащении)

Послесловие

И в завершение, несколько слов о Марии Египетской. Полагаю, слова Марии Египетской о том, что она в пустыне «питалась и покрывалась Глаголом Божиим», о том, что находила «пищу неистощимую», и в словах о том, что «сила Божия неведомо и многообразно соблюдала мою грешную душу и смиренное тело» – именно о нем, о внутреннем Причащении, которое есть истинный хлеб, и истинное питие: Бог заботился как о всех ее нуждах, так и о самой главной: «есть Плоть Его и пить Кровь Его», так пребывая в Нем, как и Он – в Отце. Аминь.

Ремарка от редактора

Судя по всему, внутреннее причащении в полной мере имел преп.Серафим Саровский, который в последние годы жизни «остыл» к церковному причастию, и его чуть ли не принудительно водили под руки на службы к причастию. При этом, его дары совершенно не оскудели. Но он уже не имел нужды во внешнем, имея духовное. А окружавшие этого априори не могли вместить, понуждая святость опуститься на свой рабский уровень, не понимая, что…

…в отличие от рабов, Сыны свободны.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Гость
    13:59 08.05.2018

    Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда;
    а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Лук.9:58).

    Бог создал мир как дом для человека для того, чтобы человек построил дом для Бога
    в своём сердце. (Мария Корюкина).

    Образ мыслей и подобие Божественных отношений в душе человеческой, основанием которых служит ВЕРА в Истину = Бог есть Любовь, приводят к тому, что Сам Бог (как Разум и Слово) участвует в таком “строительстве”.

    Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
    Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. (Иоанн 14:15-23).

    СО творчество и есть СОЗИДАНИЕ духа человеческого, способного к САМО бытию, ЖИЗНИ, наполненной творческим самовыражением – во Истину Божественной. Целый мир человеческих отношений в себе самом формирует человек как личность на камне Слова Божьего, уподобляясь Богу духом своим.

    Вечность такого бытия обеспечивается самой невозможностью человека повторить Бога в Воплощении Истины, но вот вочеловечение Её и есть жизнь Слова Его в сынах Божьих. “Продукцией” такой жизни становится качественно новое (духовное) отношение самого человека к Богу, себе и ближним. Уже не как самого себя должен ближнего своего любить человек, но так, как его Любит Бог.


  2. Предупреждений - 0
    Александр Лыжин
    Гость
    06:29 21.08.2018

    Статья великолепна!
    Спаси Вас Господь!


  3. Предупреждений - 0
    Артем
    Гость
    22:59 05.09.2019

    \\реп.Серафим Саровский, который в последние годы жизни «остыл» к церковному причастию, и его чуть ли не принудительно водили под руки на службы к причастию.\\

    Можно указать источник этой информации?

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    00:40 20.10.2019 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не помню, кто мне об этом рассказал. Но раз я об этом упоминаю, то источник был вызывающий доверие. 

    В Житие есть такой эпизод, который по качеству совпадает. Когда ревностная братия и новый настоятель “заботились” и “соблазнялись”, что ушедший в безмолвие Серафим игнорирует причастие //В это время после Исайи настоятелем Саровским был отец Нифонт муж богобоязненный и добродетельный, и в то же время великий ревнитель устава и порядков церковных. Между тем Серафим со времени смерти Исайи, положив на себя обет молчания, жил в пустыне своей безысходно, как в затворе. Прежде он хаживал по воскресным дням в Саровскую обитель для причащения св. Тайн. Но теперь он от болезни ног, развившейся от долговременного стояния на камнях, и ходить не мог. Многие из иноков соблазнялись этим обстоятельством, недоумевая, кто же причащает его св. Тайн, и потому строитель созвал, наконец, монастырский собор из старших иеромонахов, представив им на разрешение вопрос относительно причащения старца Серафима. После совещания, старцы решили предложить Серафиму, чтобы он или ходил, если здоров и крепок ногами, по-прежнему, в обитель в воскресные и праздничные дни для причащения св. Тайн; если же ноги не служат ему, то навсегда бы перешел на жительство в монастырскую келью. // Серафим поставил своё безмолвие выше Таин, но озабоченные правилами братья не дали ему спокойно безмолствовать.

Sorry, the comment form is closed at this time.