О надежде

13.06.2017 / / Мнений — 1134 / Статей — 372 / Дата регистрации — 23.09.2013

Ум или мозг?

мозгУже несколько месяцев раздумываю над словами моих друзей о том, что нужно прийти в тишину ума, чтобы в ней обрести Божье присутствие (при Его желании, естественно). Т.е., надо снять весь ментальный мусор, состоящий из обрывков мыслей, стереотипных выражений, цитат, разговоров с самим собой, мечтаний, прогнозов. И это всё именно обрывки, а не цельные рассуждения «от а до я» по какому то предмету. С этим трудно не согласиться. Об этом и Антоний Сурожский говорил, и другие духовные авторитеты восточной ортопраксии.

Кто-то приходит в «тишину ума» усилием воли, кто-то молится Иисусовой молитвой, кто-то медитирует. И мне кажется, что все ментальные обрывки не в уме. Это продукт расслабленности ума в нашем мозге. Это чисто в физиологическом органе, в анналах его памяти и поверхностный штампах происходит круговорот информации и её складывания в различные рисунки, как в калейдоскопе стекляшки складываются. И если не владеть собой, то вся жизнь будет выглядеть как калейдоскоп обрывков мыслей, кроме выделенных моментов для коммуникаций в семье и на работе.

Мои размышления приходят к тому, что как только ум чего-то активно желает и к чему-то стремиться, мусор из головы уходит. Усилием воли можно сделать очистку на некоторое время от всего, до безмыслия. Но навык, а навык – в наших членах, возвращает нас каждый раз опять к «калейдоскопу». Скорее всего, так происходит, когда ум пребывает в «коробке без ничего», а мозг предоставлен бесконечной комбинаторике в своих связях и образах с поверхности оперативной памяти.

Кстати, Иисусова молитва или медитация оказывается своеобразным инструментом упорядочивания связей в мозге и приостановке всех или большинства беспорядочных связей и реакций. Может потому она и названа умной молитвой, что это есть упражнение ума по упорядочиванию работы ключевого органа человеческой природы, тогда как ум – важнейший самоидентификатор личности.

Мозг умрёт с телом, а ум должен остаться в душе. Возможно, овладение умом природой приводит к её способности измениться, и даже перейти в иной мир. Но это всего лишь допущение. В любом случае, мне кажется, что выражение «очистить ум» (как учил Нео Морфеус) касается прекращения беспорядочной работы мозга, а не ума как такового. Ум дан человеку Богом, чтобы он его использовал, и в итоге созревания соединил с умом Христа. Возможно, полный контроль ума над мозгом, позволяет уму опуститься в сердце для его преображения, но это догадки пока для моего духовного уровня.

О природе «владения собой»

расширение сознанияВспоминается интересная мысль из православного богословия, что в восточной традиции ипостась/личность управляет природой, а в западной – природа определяет лица. Не буду спорить, кто прав. Но, из опыта, мы считаем совершенным только того человека, у которого личность владеет природой, а не природа рулит индивидом.

«Умение владеть собой» – шестой плод Духа в списке, где любовь названа последним и самым важным плодом. Умение владеть собой – ключевое отличие человека от остальной твари. И это совсем не рациональность поведения на основании опыта, которая проявляется у некоторых высших животных. Это полное владение своей природой, и даже инстинктами (которыми рулит мозг), включая сам мозг. В таком состоянии уже нет никаких обрывков мыслей и ментального мусора.

И тут я подумал, что может дело в «уме Христовом»? Может все наши попытки самоконтроля и очистки мозга преодолеваются Духом, а не тренировками и медитациями. Ведь ничего подобного мы не встречаем ни у Христа, ни у апостолов. Странно как-то.

Т.е., я не говорю, что не нужно этого делать, даже скорее всё-таки, что нужно, если я хочу быть человеком, владеющим своим мозгом, а не наоборот. Но все это попахивает надеждой на себя и аскетикой, которая нам не была завещана. Именно эти сомнения и понудили написать эту статью, ибо польза от ментальной тишина неоспорима. Но… Тишина ли это ума? Или это просто овладение умом всей мозговой деятельности в человеческом теле?

О нашей немощи и силе Божией

голубьМне скажут, а что от этого поменяется, если ты согласен с пользой процесса обнуления ментального мусора? Поменяется. Поменяется качество второй составляющей трёхсоставной формулы христианства «вера, надежда, любовь». Поменяется направление усилий, с молитвы – на технику ментальной очистки. Поменяется вектор «взятия усилием Царства Небесного».

Неужели Бог, при моей надежде на Него, не может дать инструмент исправления моей природы, который победил бы мой навык? Навык мозга к перманентному «потоку мусорного бессознательного». Без откатов, без скатывания к старому. Может. Но только, если моя надежда будет на Него, а не на «психофизические практики». Я понимаю, что «шаг навстречу» тоже можно сделать, корона не слетит))). Но нужно ли это? У меня нет в этом уверенности. Ведь мне идею критики может подкидывать лень моего ума.)))

Но то, что ментальный шлак – в мозге, а не в уме, я почти уверен, ибо не раз пытался отслеживать процесс как бы со стороны. И понимаю, что ум скорее неумелый управляющий, чем реальный источник «макулатуры». И умелость ему будет привита Духом в «уме Христовом». Это будет даровано любому человеку, кто проявит своё желание в искренней просьбе, в молитве. Ведь стрёмно думать, что Бог не приходит только потому, что мы не очищаем ум. Какой-то слабый и немощный Бог, не знающий того, кого создал. Ведь если всё так сложно, то значит учение Христово – для избранных. А если Евангелия для всех, то власть над природой и её преобразование мы получим из Его руки. Просто. Без наворотов аскетических практик. За веру и надежду в простоте.

В подтверждение этой мысли приведу сегодняшние слова Валерии Абакумовой из её отзыва о фильме «Хижина». А эта книга весьма евангельская, по духу.

По сравнению с реальностью живых и простых, таких понятных сердцу отношений, все разговоры о догматике, “правильном” исповедании веры, о “православии” и “сектантах”, о религии ощущаются особенно остро как “мертвые”. 

Христос принес то, что понятно самому простому из людей, самому необразованному, или глупому, незрелому, или даже больному. Но то, что нужно каждому. А люди превратили все в “мировоззрение”, в слова и в идеи. 

Мы должны «отпустить» мир и выбрать Бога и его волю. И эта идея понятна была любому рыбаку. Про умение очищать ум и о техниках владения собой ничего не было сказано. И это понятно. Умение владеть собой (включая мозг) – это плод, выращенный человеком с помощью Духа Святого. И никак не техника, вызывающая Святого, как духа из лампы Аладина.

Ум Христов – это соединение Бога с человеком в сосуде. Оно не халкидонское. Но оно позволяет преодолеть навык и вычистить мозг от «потока сознания» силой Божией, а не своей. Всё самое важное в человеке проявляется в немощи ради проявления силы Бога. В этом я вижу иносказательное указание на безусловную надежду у апостола Павла в Первом Письме христианам в Коринфе.

Потому, понимая, что плод – это то, что завязывается и вызревает, оставил надежды на аскетические практики. Есть ощущение, что это не моё. Но не буду критиковать тех, кто этим занимается. Если даже православных монахов Господь иной раз доводил до святости, то не мне судить чужие пути и Промысел. Но мне кажется, что путь аскетических практик – это кружной путь. А путь безусловной надежды – прямой. И, если получается, лучше идти по нему.

И часть моих друзей, судя по моим наблюдениям, идут именно этой прямой дорогой.

Ибо дерево познаётся по плодам. А «плоды» у них – вкусные.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Михаил
    Гость
    22:23 15.02.2018

    Замечательная статья! Спасибо автору.

  2. Андрей
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Андрей
    Местный
    17:27 22.09.2019 / Мнений — 7 / Статей — 0 / Дата регистрации — 21.09.2019

       Я всё-таки о надежде.           

    В нашем, русском языке эти слова являются существительным, тогда как в иврите это глаголы и обозначают процесс делания.Например, слово надежда (по еврейски тиква) происходит от слова кав (линия), то есть, как бы линия, которая связывает меня с Богом. 

    Человеческая надежда пуста, а точнее говоря его надежда не оправдается, если она не связана с Богом.Глубинный смысл этого глагола в том, что человек, ища воли Божией, как бы забрасывает к Богу «линию связи», по которой сможет получит от Бога ответ. 

    Если твоя жизнь и надежды связаны по такой линии с богом, то все они сбываются.Человек может надеяться на всё, что угодно, но как часто это исполняется? Не отсюда ли родилась поговорка, – всё, что не делает Бог, всё к лучшему. 

    Предусловием всякой благой надежды является познание воли Божией или желание её познать и готовность принять любой ответ на мою надежду. Посмотрите, что об этом сказано в Библии: (К Римл. 5 гл.)3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,4. от терпения опытность, от опытности надежда,5. а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

    В Расширенном переводе Библии написано так: “Такая надежда никогда не разочаровывает или вводит в заблуждение или позорит нас…”У Иеремии 29:11 читаем:

     “Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.”

    Его намерение не может быть остановлено (Иова 42:2), а потому-то и соответственные надежды не оставят нас в разочаровании или посрамлении.Вера проложит тот мост, по которому мы придем к исполнению обетования, на которое мы надеемся, и сделает это сверхъестественно, в том числе может сделать это сверхъестественно быстро.

     «…[Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу…»(Евреям6:19).

    “Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо, если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении”(Рим. 8:24-25)

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


3 + четыре =