О еже избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды. Господу помолимся?

24.11.2013 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

mfotor6573Жена читает по вечерам книгу «Великие русские старцы». Сидя рядом, как то заглянул в книгу, и на глаза попалась фраза: Скорби – это ладья, на которой мы плывём в Царство Небесное. Фраза сразу же впечаталась в сердце, поскольку с ней есть стопроцентное согласие ума и сердца. О пользе скорбей сказано не только в этой фразе. О ней писали все отцы. Сам путь Христов показывает необходимости катарсиса для спасения. Не спасался Христос под фанфары и с лавровым венком на голове. Наш жизненный опыт нам не раз свидетельствовал, что пережитое горе, наказание Господом за жизненную ошибку скорбями, спустя некоторое время в процессе осмысления делает нас более терпеливыми и мудрыми в подобных ситуациях. Терпение скорбей без ропота воспитывает смирение. Смирение подводит к всепрощению и любви. Ну, в общем, мне сложно представить православного человека, который в той или иной оболочке не был знаком с доктриной о пользе скорбей для спасения.

Так же, мне сложно представить человека, который бы не был знаком с учением Христа о вреде богатства. Я постарался охватить в статье-толковании «Приобретайте друзей богатством неправедным» вред любого богатства для любого человека на основании цикла притч Христовых о богатстве. Из ключевых притч О блудном сыне, О неправедном управляющем, О богаче и Лазаре, просится вывод об опасности богатства и большой опасности умирать богатым. И не важна чистота происхождение богатства. Возможно, честно заработанное ещё опаснее неправедного, поскольку у человека есть оправдание, что снижает потенциал для проявления щедрости и жертвенности. Как раз неправедное богатство подтолкнуло Закхея раздать его и покрыть случаи лихоимства вчетверо. А вот богатство богатого юноши видимо было праведным (Мф. 19.16-22). С ним оказалось тяжело расстаться, не смотря на прямой призыв Господа раздать его, чтоб иметь сокровище на Небесах, и следовать за ним (Мф. 19.21). Думаю, еще хуже стремление к богатству, чем его наличие. Поскольку, как в притче о человеке, собравшем богатый урожай (Лк. 12.16-21), может произойти внезапная смерть ещё тогда, когда не успел воспользоваться ним, и даже мысль не зародилась о том, чтоб ним поделиться. Такой человек от Господа получает обращение «безумный»!

И о чем же мы просим на Великой эктении?! Господи, высади нас из ладьи в Царство Небесное, а если не высадишь, то преврати вход в Царство Небесное в «игольные уши», а нас – в верблюда! Что-то тут не то. С гневом всё ясно. Избавляться от него нужно. Но ведь нужда – это одно из проявлений скорби, а скорбь – это ладья в Царство Небесное. Причём, я прекрасно понимаю, что просить скорбей и нужды тоже нельзя. Посылание скорбей и нужды для вразумления или духовной закалки – дело Промысла, а не наше. И если глупо и духовно вредно просить скорбей и бедности, то и достаточно дерзко (не дерзновенно) просить избавить от них.

У меня, и сомнение, и вопрос к литургистам и спецам по греческому. Не вставка ли это какая-нибудь поздняя? Или, может, перевели крайне неудачно с оригинала? Ведь к сути остальных прошений нет вообще никаких вопросов. С духовной точки зрения не к чему придраться, даже если поставить цель. А это прошение на 2/3 как то не вяжется ни с Евангелием, ни с особенностью пути Христа, ни с учением восточных отцов. Это часом не вставка из эпохи заимствования элементов католической богослужебной практики от Петра Могилы и позже? Скажу честно, в семинарии меня подобные вопросы не интересовали. Там всё заучивалось и сдавалось. Мы учили смыслы элементов богослужений, но каждое прошение не разбирали вплоть до происхождения, а тем более, в аскетическом аспекте.

Смущает в прошении не только просьба об избавлении от скорбей, в терпении которых показал пример Сын Божий. Странно само сочетание инструментов промысла и страсти. Возникает подозрение, что возможно, дело таки в переводе. Ведь умудрились же перевести в Херувимской «припевающе» вместо «приносяще». Конечно, нужно порадоваться, что не перевели «подтацовующе». После «припевающе», я бы этому не удивился. Так вот, может и в этом прошении на самом деле не скорбь, а печаль? А может не нужда, а уныние, или что-то наподобие отчаяния? Тогда был бы перечень страстей. И это было бы понятно и естественно.

Исходя из всего этого, у меня возникают вопросы без ответов, в надежде на ответы в обсуждении тех, кто дочитал преамбулу дискуссии до конца. Буду признателен за конструктивные комментарии или пояснения.

 

Может кто-то в обсуждении сможет привести точный перевод этого прошения с греческого?

 

Может есть доказательства, что это более поздняя вставка?

 

Может автор материала что-то неправильно понимает, и есть объяснение прошению в нынешнем звучании?

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    19:11 24.11.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    В личку на фб написали, что вроде бы вставка 17 века, причем наша местная, РПЦ. Но это “вроде”. Есть у кого нибудь более точные сведения?
    Если это так, то вот и привычное место во Всенощной и Литургии, к которому целесообразно применить реформаторские ножницы, причем, вполне оправдано даже с позиций церковных консерваторов

  2. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:47 25.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    А как же первый псалом, или же “дерево, насажденное у исходящих вод”, сможет расти в нужде и скорби? Или же нет разницы между нуждой, достатком и избытком (богатством)?
    Пребывание в скорби не сочетается с Радостной Вестью, т.е. такое состояние верующего не в духе Евангелия. Скорбь – это необходимость при нераскаянии человека, в этом смысле скорбь -это боль души, для исцеления которой человек вынужден обращаться к Богу. Да скорбь неизбежна, как боль телесная, говорящая о наличии болезни.
    Хотя посещение Церкви имеет смысл только, если приобретается плод духовный: мир -душевный покой, радость, любовь.
    Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
    Мы просим избавить нас от скорби в смысле исцеления души от пагубной страсти.
    В отношении нужды все более очевидно: наши мирские труды, на которые мы берем благословение, и об успешности которых всякий христианин молится Богу, направлены на избавление от нужды себя и своей семьи, почему же будем лицемерить и не просить Бога об этом в Церкви? Разве не сказано, что “если не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждетели?” Так и отношении любого дела: “все дела руку Твою и имя Твое призываем…”
    Можно анализировать, как в историческом аспекте менялись тексты Богослужений, но понимать их лучше по духу Радостной Вести, а не по букве. Что есть правильное понимание Евангелия? По -моему это такое понимание, которое приводит к духовным плодам, а не к скорби и нужде.

  3. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    19:28 26.11.2013 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Юрий, не смешивайте Новый и Ветхий Завет. В Ветхом Завете благословенные от Бога считались те, у кого было много скота жён и детей. А Христос учит избегать богатства. Все притчи о богатстве об этом.
    А вот по поводу, что скорбь не сочетается с радостной вестью, тут вы просто загнули. А скорби Иисуса, а скорби Павла в проповеди, а блаженства, где встречаются скорби и потом обещается радость за их понесение. А цитата из книги старцев о ладье в Царство небесное, которую привёл Вячеслав?
    Вы знаете, Юрий, создаётся иногда ощущение от ваших слов, что у вас проявляется дух адвоката на любое высказывание прокурора (Вячеслава)
    Вы не захотели заметить, что скорбь и нужда – это не страсти, и что уместнее было бы просить о избавлении от печали, гнева и уныния, а в духовно безграмотном иексте прошения перечислили страсть и два действия Промысла.
    Вы не заметили, что уже Вячеславу в личку написали, что это поздняя вставка, что не в меру ретивые правщики службы решили к духовному присовокупить гедонистического. Такое прошение было бы уместно в Ветхие времена, но не в последние, когда Иисус Христос примером показал путь очищения через скорби. И слово “радость” в Радостной вести совсем не к отсутствию скорбей у христиан на пути спасения. Вы вроде традиционщик, а ваш второй абзац попахивает протестантизмом и глубоким непониманием причины скорбей и их назначения. Хотя нет, назначение вы понимаете, а причину понимаете неверно. И просить избавить их скорбей – это противоречит практике некоторых святы, которые просили посылать им скорби, понимая, что путь без скорбей – это повод к подозрению своей жизни в бездуховности. Диаметральная противоположность о соседстве святости и успешности в Ветхом Завете. Теперь Господь призывает взять крест и следовать за ним. Вот что говорит апостол Яков Братья мои, когда на вашу долю выпадают различные испытания, считайте это великой радостью. И второе место из того же послания из второй главы: , братья мои любимые! Разве не Бог избрал бедняков мира, чтобы они стали богатыми верой и унаследовали Царство, которое Он обещал тем, кто Его любит? А вы, Юрий, что просите Бога о избавлении от нужды? А разве не прежде нужно искать Царства Бога и правды его. а остальное само приложится?
    Вы не правы. Иногда нужно иметь смелость это признать. Нельзя просить об избавлении скорбей, если закон спасения через страдания как пример показан самим Христом. Вы глубоко ошибаетесь и не имеете смелости это признать, а сразу бросаетесь в бой и махаете шашкой. Осмотритесь, подумайте. Вы ведь не святой, чтоб быть таким уверенным.

  4. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:27 26.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
    возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
    ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
    В этом смысле идет просьба избавления от скорбей через устранение причины скорби – страсти. Избавление от скорби – это покой душам вашим.
    Простить у Бога скорбей -это или особая святость, доступная немногим, к которым я не отношусь, или верх лицемерия -фарисейства. Кто из мирян, пришедших в храм серьезно может просить у Бога нужды и скорби, или оставить его в этом состоянии, или может священники просят это для своей паствы, себя и своих семей? Никогда не слышал.
    В чем смысл прихода в храм труждающихся и обремененных – разве в получении новых скорбей? Или, может, в избавлении от них через возможность побороть их причину? Какова цель молебнов ко святым – исцеление от болезни души (скорби) и болезней тела, и нужды, в том числе. Или это неканонично и неправильно?
    По поводу Нового и Старого Завета можно сказать, что Новый Вытекает из Старого, да и большинство богослужений содержат псалмы. Или Новый Завет отменил 10 заповедей?
    Скорби, которые просят себе святые, – это скорби совершенствования на фоне высокого духовного уровня – уровня обладания дарами Духа.
    Скорби мирян – это невольные скорби, посылаемые Богом для очищения грехов, и покаяние приводит к устранению скорби, появлению плодов духовных: от скорби происходит терпение, от терпения опытность… Конечно в этом смысле скорби необходимы, но не они являются целью, а духовные плоды. Возможно ли избежать скорбей? Да, если от юности исполнять заповеди Бога, – об этом и говорит 1-й псалом. Но таких людей единицы, поэтому путь спасения через скорби и болезни более типичен.
    А по поводу отзывов, то я уже писал ранее, что все здесь равны, не святые, и каждый излагает только свое мнение, и не более. Но если в корне не нравится и возмущает, то и в этом польза – можно претерпеть скорбь ради Христа и обрести мир в душе, исполнив тем заповедь о любви к ближнему.

  5. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    20:43 26.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.
    Это, пожалуй, наиболее подходящая цитата для объяснения прошения об избавлении от скорби и нужды.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:06 27.11.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А разве после прошения эктении не в меру ретивый составитель добавил, но пусть не наша, а Твоя воля будет? Это есть в эктении? нету? А Господь добавил, поскольку понял, что прошение неправильное, эмоциональное. А ты никак не можешь этого понять(((
    Ну и у меня язык не поворачивается сравнивать томление перед мучительной смертью Бога от рук твари, и общее прошение на эктении на рядовой Литургии? Это несопоставимо настолько, что даже нет смысла спорить!

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:53 26.11.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юра, Пендрагон просто тебя не знает и воспринимает немного неадекватно твой напор))) Но я замечаю, что ты подменяешь в полемике скорбь страстью и сам не замечашь этого. Я ж написал в статье. Не стоит, как просить скорбей, так и просить избавить от них. Достойно и праведно есть просить об избавлении от страстей. А то, что является инструментом Божьего Промысла, и тварь не в состоянии часто сразу оценить пользу от скорбей, это не стоит вставлять в прошение не в позитиве не в негативе. А вообще, где то у тебя проявляется момент ригоризма. Даже те цитаты, что ты привел в начале. Там нет просьб и ничего не сказано о скорбях. Ну и до Христа ещё нужно дойти. Чтоб получит упокоение. А по пути покоя никто не обещал. Блаженны, когда будут гнать за имя Моё.

  8. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    21:51 26.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава,не подменяю, но, вероятно, не четко выразил свою мысль.
    Скорбь – это следствие страсти, без указания ее вида, так же как и боль – общий симптом для многих болезней. Но, даже понимая причину боли, разве греховно просить о ее облегчении в процессе болезни? Ведь благословляются люди на лечение у врачей, хотя и болезни -это Промысел Божий, и многие старцы отказывались от лечения, имея другое утешение. Но далеко не все старцы, имеющие дар Духа терпеть болезни, многие из которых можно облегчить медицинскими методами.
    Так и в духовном смысле человек испытывающий скорбь, и осознавая ее причину, разве не может попросить облегчение у духовного Врача, претерпевшего скорби и просившего, если возможно, об их облегчении? Сам Христос, обладая совершенством, по человеческой природе попросил облегчения ноши у Отца, и мы не больше Христа.

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:24 27.11.2013 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не только подменяешь, но и нарушаешь причинно-следственную связь. Ты попробуй услышать, а не гнуть свою линию. Смотри, едут две семьи на автомобилях. Один водитель на подъёме попадает в занос на скользкой дороге из-за неожиданного ускорения от переключения скорости в коробке-автомате на пониженную передачу — и в дерево. Легкие травмы и психологическая травма у всей семьи. Спасибо крепкой машине и Господу Богу, что так, а не на встречку, где двухтонная машина могла смять и покалечить людей в более мягкой машине. А то и убить. Да и удар был бы сильнее. Христианский вывод. Слава Богу за посланную скорбь. Она оказалась не смертельной и поучительной. Другой водитель выехал по самоуверенности в очень скользкую погоду, откровенный гололёд, и опрокидывается в кювет со всей семьёй на машине. И тоже относительно лёгкие не смертельные травмы, и христианский вывод: Ну что, довыпендривался, неопытный водитель на гололёде. В такую погоду лучше никуда не ездить или поехать на электричке, если сильно надо. Бог дал – Бог забрал. Но выводы у обоих могли бы быть и по страстям. А вот Бог такой-сякой, за что мне такому хорошему всё это? Вон другие хищницы и блудники ездят и всё нормально, а я в храм хожу, иповедуюсь и причащаюсь, свечки ставлю, за что же мне такое наказание? Вот это уже реакция по страсти.
    Зачем эти два примера и такой длинный коммент? Я к тому, что ты не слышишь того, что скорбь и испытания – это инструмент действия Промысла Бога. И в результате посылаемой скорби человек может по разному себя повести. Перечитай ещё раз книгу Иова.
    Да, бывают скорби у человека, если он борется со страстями. Но и в этом случае просить избавить от борьбы нелепо, как говорит Винни. Надо просить об избавления от страсти, а не от скорби. То, что даётся легко, не ценится. А то что преодолено с трудностями, жертвенно, то ценится превыше всего. Юра, это ж на поверхности лежит. Как ты не хочешь этого понять?!
    Ну и страсти не всегда рождают скорби. Люди неверующие массово живут по страстям, и далеко не все подвергаются скорбям. Какой смысл посылать Богу скорбь человеку, если Он видит, что тот не смирится и впадёт в ропот. Потому сотни миллионов людей живут по страстям и не испытывают скорбей. Только в борьбе могут проявляться скорби. И что, не бороться? Господи, избавь меня от скорби?! Я хочу на шару избавиться от страсти. Так я и ценить этого не буду. И потом с лёгкостью впаду в ту же страсть. Не знаю, как ты меня не можешь понять! Это уже и опытом пройдено, и у отцов есть. И все остальные прошения эктении не вызывают никаких вопросов. Всё православно и правильно. А это какое-то аскетически-кривое прошение. И я это нутром чувствую. И в личку пришло сообщение, что это очень поздняя вставка, и у Василия Великого такой просьбы не было.
    Тем более, что есть скорби, посылаемые Промыслом для испытания человека, и они и близко не относятся к результату действия страсти в человеке. Почитай старцев, проверенных. Всмотрись в жизнь. И ты поймёшь, что не стоит просить избавить от скорби, нужно избавляться от страстей.

Sorry, the comment form is closed at this time.