О цитатах и смыслах

13.08.2016 / / Мнений — 1123 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

Любовная онтология

голубьСуть всего учения Христа в Новом Завете можно выразить одним словом – любовь. Две заповеди, о любви к Богу и к ближнему, лежат в основе любой позитивной заповеди Бога, либо являются основой противоположностей запретительных заповедей. Павел в 13 главе 1 Письма Коринфянам перечисляет многие дары и христианские добродетели, которые полностью обесцениваются до «ничто», если они делаются без любви. При этом, если добродетели совершаются из чувства долга, то цена им – ноль. Максимум, они могут помочь оправдаться на Суде, но для спасения они – ничто.

Но в делах наших может быть не только качественно позитивная или нулевая мотивация. Мотивация может быть и отрицательная, когда добродетели совершаются из гордости, тщеславия или фарисейских соображений исполнения заповедей человеческих. Все наши дела, в которых нет любви, либо бессмысленны, либо греховны. Потому любовь есть своеобразный стандарт или эталон, которым можно тестировать наши дела на их угодность Богу.

Если в цели действия на основании Писания и его понимания есть только желание ИСПОЛНИТЬ, то это либо ноль, либо минус, даже если по этому поводу есть цитата в Писании. Если же – ПРОЯВИТЬ ЛЮБОВЬ, то только такому действию или делу можно приписать евангельский дух, даже если прямо о таком действии нет упоминания в Писании.

Пример? Пожалуйста. Не большей жертвы, чем если кто положит жизнь свою за друзей или ближних – говорит Господь. А Павел говорит, что если душу свою положить без любви, (например из геройства, которое густо замешано на тщеславии), то результат жертвы будет как минимум нулевой (дословно – «никакой пользы»). Т.е., любое доброе дело опошляется человеком, если совершено  без мотива любви. ЛЮБОЕ!

Ещё пример. Недавно был на семинаре, на котором проповедь женщины (или просто чтение Писания) в собрании назвали грехом. При этом согрешают и слушающие мужчины, даже если женщина просто переводчик проповедника. Основание – две цитаты из Писания, которые применены без учёта смыслов спасения и, самое главное, любви. В требовании женщине молчать в собрании видно только желание исполнить, а не проявить любовь. Исполнить тупо, без учёта смыслов, только дотошно исполняя букву, которая без смыслов, и особенно без любви, превращается в мертвящую букву, оторванную от духа любви всего Нового Завета.

Что я имею ввиду, когда противопоставляю букву и смыслы?

Уровни включённости в Христианство

1 уровень – Буква.

На старте вживления в исповедание Христово, человек черпает понимание предмета веры из Священного Писания. Он читает его, анализирует, сопоставляет, и пытается применить к себе, опираясь на то, что он смог понять. Как правило, в первые годы изучения, человек понимает текст, как бытописания, послания и пророчества, находя в них вкрапления учения и наставлений, которые формируют некий свод директив и заповедей. При этом, каждая отдельная заповедь в сознании неофита имеет стопроцентную самостоятельность и директивность, а сам текст не имеет эпохальных и культурных привязок, как будто Писание создавалось сразу как канон, а не просто выполняло функции наставлений апостолов отдельных личностей и поместных общин.

Подавляющее большинство христиан всю жизнь остаются на этом первом уровне, особенно в протестантизме и неопротестантизме, когда обучение происходит в режиме: «утверждение частной истины – ссылки на цитаты, которые подтверждают истину». В таком режиме ум первого уровня пытается запомнить точно цитату с номером раздела и стиха. Ведь главное – собственная правота сейчас и навсегда, а не совершенствование и расширение сознания к Истине.

Фактически реализуется сектантский принцип фундаментализма, когда Писание разбирается по «запчастям» на цитаты, подтверждающими принятую доктрину. Такой формат работы с текстом позволяет не замечать неудобные высказывания, противоречащие доктрине или не включенные в неё. Здесь – читаем и руководствуемся, а здесь – не замечаем и не применяем. Очень удобно. И поэтому существует 40 тысяч христианских деноминаций, поскольку доктрины нанизывают отдельные цитаты Писания для своего утверждения. Цитат в Писании предостаточно, чтобы на каждого человека на планете сделать по деноминации со своей вероучительной доктриной. Ведь не секрет, что встречаются высказывания, которые имеют формальную противоречивость, и чтобы обойти эти моменты, придумываются человеческие формы «обхода», порождающие очередной когнитивный забор в среде христианского фундаментализма.

 

2 Уровень – Смыслы.

elitefon.ru_19647Когда меня зацепила предметность апостольской традиции как рефлексии апостольского предания, я понял, что между любовью и текстом есть узловые предметы учения Христового, которые имеют сквозной характер по всему тексту. По сути, можно выделить такие предметы, раскрыть их смысл, и если Писание одного Духа, то мы снимем даже формальные противоречия и глубже разберемся с целями развития христианина. При этом, приступая к смыслам Писания, я всегда исхожу из глобального содержания любви, ибо искажение понимания отдельных фраз из него, может привести к действиям, в которых любви не будет в принципе.

Осознав для себя, что цитатами не спасёшься, я решил разобраться с ключевыми смыслами всего Священного Писания: спасение и оправдание, покаяние и исповедь, исповедание и поклонение, служение и культ, община и церковь, смерть и воскресение, и т.п.. По каждому предмету было написано по несколько статей в рамках мегацикла по апостольской традиции. Т.е., я с каждым понятием разобрался комплексно, привлекая своё понимание и подсказки Духа, проявившиеся в осмыслении предметов.

В итоге, я, при опоре на Писание, стал работать со смыслами, а не отдельными цитатами. Каждый смысл стал нанизываться не на доктрину некоторой группы христиан, а на цель христианства – спасение.

 

3 Уровень – Цели.

Спасение и плоды Духа.

Разобравшись с ключевыми смыслами, стала вырисовываться цель. Соединив множество смыслов, которые указывают на спасение человека, оказалось, что только любовь может быть гарантом спасения. Даже сильная вера и жертвенность без любви – ничто. Участие во всех воскресных прославлениях или литургиях – ноль, если нет любви. Любовь – главный и всё определяющий плод Духа. Дерево познаётся по плодам, и если плоды у человека зрелые и добрые – то он спасён. Дух, пребывает в человеке и учит его любви. В состоянии любви человек не грешит, по словам апостола Иоанна. Потому, такое состояние есть спасение уже здесь, на земле. Спасение, таким образом, это обобщающий смысл остальных смыслов, условием и сутью которого является любовь.

 

4 Уровень – Инструменты.

Соединение с Христом в Духе.

Осознав цель – выращивание плодов Духа, что есть синергия усилий Духа и человека, пришло понимание, что без содействия Иисуса в Духе, совершенствования не будет. Христос сказал: Без меня не можете ничего. Не без книг Моих апостолов, а без Меня. Значит, богообщение в Духе должно быть у всех спасённых. Человеку надлежит родиться от воды и Духа. Т.е., человек должен родиться в вере (свыше), осознать потребность метанойи и покаяться, креститься в воде, возрастать духовно, прося Духа у Господа. В итоге должно произойти крещение Духом, когда в человеке завязывается плод. Далее, человек совместно с Духом взращивает эти плоды в себе до их созревания. И когда любовь из человека изливается на ближних и Бога рекой живой воды, человек реально спасён, а не просто имея росток на плодородной земле после водного крещения.

Без ощутимого соучастия Бога, без наставления через Духа, без присоединения к Церкви и к ученикам Христовым через крещение Духом, ничего не будет. Человек может дожить до старости и умереть духовным младенцем (после водного крещения), если не ищет связи с Духом, и так и не родится от Духа.

А иногда, некоторые, не только не ищут, но и активно боятся духовных даров, считая, что Бог может вместо хлеба подать камень или скорпиона. В некоторых деноминациях пророчества и языки запрещены, поскольку люди следуют «теории духовной импотенции», которая гласит, что дары закончились в апостольское время. Следовательно, нынешние дары – бесовские. И их надо избегать. Но, не имея опыта (и дара) различения духов, могут оказаться критиками Святого Духа, впадая в хулу на Него. Забывая, что истинность даров проверяется очень легко. Дерево познаётся по плодам. И если в человеке есть любовь, которая видна и христианам и неверующим, то и дары – от Бога. Ибо не растёт инжир на колючках.

И если после смерти тела выяснится что таки дары Духа они называли прелестью бесовской, то ничего им уже не поможет. Не имея опыта духовного, стрёмно что-то называть бесовским и наклеивать соответствующий ярлык. Человеку свойственно ошибаться. Но такая ошибка по гордости ума может стоить вечности с Богом. Потому, я не делаю однозначных выводов по тому, где не имею нужного опыта. Например, дара различения духов, чтобы определить духов пятидесятников или харизматов.

 

Ось – любовь.

Итого, осью всех смыслов в христианстве является любовь. Я это понимаю, к сожалению, преимущественно умом. Хотя, идеально было бы чувствовать это сердцем. Ведь любит в человеке именно сердце (желательный центр души), а не ум (рассудочный центр). И подобное ощущается подобным наиболее ясно и глубоко.

Любовь в человеке должна быть деятельна, иначе всё сводится к рассуждениям о любви и о том, как надо любить, но самой любви нет.

Как у меня.

Впрочем, иногда у меня бывают состояния, когда я чувствую, что в человеке не может быть любви, если он поступает или думает определённым образом. Здесь помогает жизненный опыт и вдохновения от Духа, когда занимался или занимаешься богомыслием над духовной проблемой. Оно само приходит, как ощущение, типа, – в этом понимании такого-то смысла или цитаты нет любви, или наоборот, этот поступок явно в русле любви. И, думаю, такой опыт есть не только у меня.

Получается, что любое духовное действие, помысл или смысл, должно тестироваться любовью. Ведь, по словам апостола, любовь покрывает всё. Любой библейский или духовно-практический смысл только тогда имеет ценность, если он пронизан любовью, или имеет стержнем любовь.

Потому, не почувствовал я любви (кроме махрового фарисейства) в попытке назвать грешниками учащую Евангелию женщину, и слушающих её мужчин. Не было в такой трактовке, основанной на 2-3 цитатах, объёмного смысла, завязанного на спасение. Тогда как я строил возможность женщины учить из принципа спасённости любого человека вне зависимости от пола «во Христе», в любви.

Не было учета реализации в отношении женщины духовных инструментов в виде крещения Духом и получения дара, который не просто позволяет учить, а ставит её на это служение. Применение же просто отдельной цитаты оказывалось вне ключевых смыслов Нового Завета и вне пути восхождения к спасению. Люди «распилили» Писание на буквы и предложения, и стали этим пользоваться вне ключевых смыслов и вне любви.

Ведь если Дух для вразумления Петра сошёл на Корнелия и весь его дом, то это сделано не только ради христианизации язычников, но и ради демонстрации, что Дух сам выбирает и крестит Собою достойных, даже до водного крещения. И это крещение – не бесплатное приложение к водному в прощение грехов, как считают некоторые (не будем показывать пальцем), а выбор Духа по присоединению к Церкви Христовой. И Его выбор сопровождается дарами, которые видны окружающим по определённым знамениям. Это излияние, как и гласит пророчество Йоиля из уст Петра, касается и женщин и мужчин. Это лежит на поверхности понимания, ибо есть в духе Божественной любви. Дух не отказывает женщине, как минимум в известном из Писания даре пророчества. А люди – отказывают. Поскольку выдёргивают цитаты из Писания и вне контекста любви и спасения пытаются их клеить к женщинам, и в ветхом состоянии, и в состоянии одарённости Духом. И я и умом и сердцем чувствую, что это делается не по любви, а из фарисейского отношения к тексту.

Половые отношение и изучение Слова

Мне приводили пример, что, мол, если заниматься сексом с женой – то греха нет, а если с любовницей – то это блуд или прелюбодеяние. И потому, если женщина учит мужчин в запрет женщине учить, то даже чтение Евангелия может стать грехом. Казалось бы, логика наглядна и вроде как оправдана. Но только в том случае, если отбросить глубокий смысл, что в спасении пол, национальность, имущественный и социальный статус не имеют значения. И зная это общий смысл, становится понятным, что замечания Павла касается ветхой, не одарённой Духом женщины, которая «учится» и «должна спрашивать дома». В таком «неофитском состоянии» конечно нельзя учить. И Павел в своей рекомендации прав. Но это рекомендация качества, а не заповедь на все времена и все духовные состояния.

Нельзя списывать и тот факт, что изучение Писания и евангельская проповедь все же несравнима с физиологической потребностью. Любое злоупотребление физиологией является грехом. Много есть, много спать, тоже есть грех, когда мы доброе употребляем нерационально, во зло. А сексуальная потребность вообще является следствием разделения совершенного Га-Адама на мужчину и женщину, что приблизило их к миру животных. Не было бы разделения, не было бы и сексуальных отношений. И в воскресении их опять не будет, что сказано Господом в ответе саддукеям. Значит, сексуальные отношения временны и несовершенны, даже законные, с женой. Заповеди же Божьи о любви – вечны и неизменны. Потому строить логику на сравнении формы реализации сексуальных отношений и ознакомлении со Словом Бога, как минимум, не корректно.

И не забываем самый ключевой момент некорректности сексуального образа. Секс вне брака есть грех согласно Декалога Моисея (не пожелай жены ближнего своего). Т.е., в отношении секса есть условие его греховности. А вот в отношении изучения слова Божьего, нет никаких условий греховности в Законе Моисея, который, по словам Павла, призван «обличить грех». Изучать Писание – всегда благочестиво. Нет условий неблагочестивости изучения Закона. Потому претензии к чтению Писания женщиной беспочвенны, оказываясь в русле фарисейского буквального «исполнения цитат», не считаясь со смыслами.

Моя работа с Писанием

Никогда не читал Писание, запоминая точные ссылки. Ещё на заре обретения веры заметил сектантскую фанатичную озабоченность СИ запомнить не только смысл прочитанного, но и впечатать в память точно источник, номер главы и стиха. Мне сразу эта манера не понравилась, поскольку она отвлекала от схватывания смыслов и натаскивала на выдёргивание цитат из смысловых контекстов. Причем, контекстов не конкретного Послания или Евангелия, а контекста всего Нового Завета в отношении разбираемого смысла. Я предпочитаю впитывать смысл дискурсивно думая на разверткой содержания, держа в уме смысловые параллели и экстраполяции.

Относительно недавно мы общались с Анной (Фикси) по поводу Писания, и каждый написал, как оно ему открывается одновременно, не видя того, что пишет собеседник. И когда каждый нажал Ввод, мы поняли, что испытываем очень сходные эффекты при чтении.

20:05 Анна: Библия вообще такая интересная книга, пока человеку закрыто, то он и места некоторые в ней пропускает мимо глаз.

20:06 Вячеслав: Пока Дух не актуализирует то, что по духовному возрасту человека.

20:06 Анна: Но приходит время, Богом определенное, определенного возраста достигаем, и Бог открывает глубину.

Т.е., происходит вскрытие слоёв смыслов, когда Дух видит, что ты в состоянии это вместить. Это бывает у очень многих христиан. Подобные соображения высказывали в личной переписке ещё две женщины-христианки из группы на ФБ «Назад, к Евангелию». У меня такое бывало, когда я размышлял над предметом очередной христианской статьи и над смыслами по предмету в Писании. Я, не разбирая Писание на цитаты, довольно неплохо его знаю, хотя и не могу сослаться точно, где находится конкретный посыл. Но я улавливаю многие связи по предмету, как бы чувствуя нутром возникающие смыслы. А Дух, иногда, приоткрывает то, чего в этих же местах никогда не замечал. При этом, само Писание в этот миг не читается, а только производятся размышления над его смыслами, но напоминание происходит из Писания. Как и обещано Христом своим последователям.

Сектантский же подход предполагает заучивание точных мест, которые подтверждают принятую умом доктрину и свои представления (свою правоту), при игнорировании или перекручивании смыслов в тех местах, которые никак не подтверждают правоту. Когда опровергающих доктрину цитат становится критически много, придумывается теория (типа теории духовной импотенции), которая оправдывает явные несоответствия новозаветной практики и сегодняшних реалий. Под эту теорию подкладывается манипулятивное и логически «дохлое» обоснование, которое снимает пласт противоречий, утверждая верующего в такой комфортной для него собственной правоте. Хотя реально человек сделал существенный шаг в сторону от истины, не желая расслышать голос Духа в своей совести, который бы и «наставил на всякую истину», но людям их истина оказывается дороже. В результате имеем очередную деноминационную доктрину со своими «тараканами» и «бзиками».

Глубоко уверен в том, что Писание нужно изучать без различных «верных и благоразумных рабов», которые есть не только у СИ. Это, и библейские институты со школами, которые будущих пасторов и проповедников «натаскивают» на определённые истины, и деноминационная литература исповедного содержания, и предание учредителей, основавших конкретную деноминацию.

Если Дух, «наставляющий на всякую истину» обещан ученикам, то всем, а не только жившим в первом веке. И на его помощь нужно надеяться и молить Господа о прояснении смыслов, нанизанных на любовь, а не цитат, нанизанных на человеческие доктрины. Тогда и не окажется грехом чтение Писания женщиной для мужчин. Ибо каждый поймёт, что обратное понимание – вне Духа любви христианства.

А просто в фарисейском духе христианского фундаментализма.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Георгий
    Гость
    06:54 15.08.2016

    Смысл своему существованию придаёте Вы, сами, и в той мере, в какой эта “жизнь” интересна для Вас.

    Если наслаждения плоти это то, единственное наслаждение, которое Вы можете себе представить, то в вашем бытии смысла нет, поскольку оно кончается. Кайф вечным быть не может, а ожидание смерти будет мучительным, после самого осознания невозможности этот кайф получить.

    Разумные люди создают для себя “собственную” систему достижения удовольствия от бытия. Это удовольствие может быть “отложенным”, но тогда сомнения в своей “правильности” заставляют присоединиться к “собранию правильных” и получать удовлетворение от своей “избранности”.

    Но возможна и такая вещь, как осознание того, что твоё собственное ОТНОШЕНИЕ к своей “жизни” “неправильное” и она – ЖИЗНЬ как таковая – совсем не то, что ты о ней думаешь. Вот осознание “виртуальности” этого мира заставляет вести поиск или “вне” его, или в действительности “этого” мира находить проявления мира “того” мира, который и есть Истинная Реальность.

    Понятно, что материальная составляющая не вечна, потому что у всего, что имеет начало есть и конец. Истинная вечность просто требует от думающего человека “выхода” за пределы собственного тела (материальности) и поиска той идеи бытия, которая позволит ему как личности существовать вечно. Идея (Бог есть Любовь) принятая как Истина и Воплощается Богом – Христом Иисусом в Его Собственной ЖИЗНИ. Эта Идея может служить и основанием НАШЕГО, человеческого бытия, поскольку именно Её, как Слово Своё Он “доказал” собственным вочеловечением.

    Для своего собственного употребления, я оформил эту мысль в простое ПРАВИЛО:
    Если хочешь жить вечно, стремись к тому, чтобы оттого, что ты есть никому бы не было плохо: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
    Мне будет благо (хорошо) если оттого, что я есть, тебе, не будет НЕ благо (плохо).

    Осознание простоты и практической приемлемости этого правила формирует новое ОТНОШЕНИЕ к жизни, которое и есть НОВАЯ жизнь во Христе, наполненная пониманием ОТНОШЕНИЯ Бога ко мне и попыткой “отразить” это отношение вовне – к миру и людям. Дальнейшее возрастание во Христе позволяет надеяться на “усыновление” Богу. Что будет дальше – пока я не знаю, но думаю, что у меня будет возможность построения своего мира, в котором будут жить близкие мне люди и мои дети.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


− 7 = два