Любовь к Богу – это постоянное памятование о Нём и нежелание Его огорчить. Как мы постоянно помним о любимой жене. Как мы стараемся ее не огорчить, если искренне и глубоко любим. А ведь «не огорчить» – это очень часто принесение собственного самолюбия в жертву любви. Это отказ от любви себя во имя любви к другому.
И в отношении любви к Другому это тоже работает. Только в отношении любимого человека мы опытно постигаем, что нужно делать и чего избегать, чтоб не огорчить, а в отношении Бога имеем подсказку. Исполняй заповеди, любя ближнего даже больше, чем себя, этим проявишь своё искренне чувство любви к Богу. Поскольку вне постоянного памятования о Боге и желания Его не огорчить, мы скатываемся к любви к себе, больше чем к ближнему.
Потому, мне кажется, что в системе двух заповедей о любви к Богу и ближнему, любовь к Богу – первична. От любви к ближнему неестественно переходить к любви к Богу. Да и сама любовь к ближнему не способна перейти выше определенной черты жертвенности без любви к Богу. Главное, чтоб памятование о Боге было в области любви, а не воздаяния или возмездия. И именно нежелание огорчить Бога и есть, мне кажется, мотивацией любви, а не корысти или страха.
Неофит
Предупреждений - 0
Даже еще больше, страх нечистым коснуться пречистого и великого. Страх, что такая вероятность возможна, даже больше – свойственна и закономерна душе, и другого от души своей ожидать не приходится.
Человек познает себя, всю бездну опасности самого себя для самого себя, от этого рождается сначала опасение себя, потом сильный страх – вот он становится источником жизни, удаляющим от сетей смерти. А познает себя человек как раз через откровение сердца, глубже и глубже достигает его Господь и освещает сокрытое в человеке. Человек обнаруживает в себе и то, что он от себя даже вовсе не ожидал.
Все это должно привести человека к отчаянию в самом себе. Это великий, переломный момент.
Как только человек в себе отчается, увидит себя безнадежным – пусть знает, что Господь скоро и при дверях.