В группе «Назад, к Евангелию», одним православным верующим была высказана мысль о вере, что это знание с сомнением. Чтобы не быть голословным, и чтобы не обвинили в подтасовывании смыслов, приведу прямую цитату.
«Вера – есть, надежда – есть, а вот уверенности (в смысле непоколебимой убеждённости) – нет! Не говоря уже о пути, который в моём случае является очень извилистым и кружным. Да, получаешь вроде бы какие-то сигналы, какой-то опыт, веришь, надеешься, но откуда уверенность? Мне кажется, что, если есть твёрдая уверенность, – то не остаётся места для веры. Вера предполагает неуверенность.»
Суждение неверное. Напоминает: Свобода – это рабство и война – это мир. Также и «вера предполагает неуверенность». Думаю, апостол Иаков был бы против. Неуверенность предполагает только маловерие в определении Иисуса Христа.
5 А если кому‑то из вас недостает мудрости, пусть попросит у Бога, который всем дает щедро, без попреков — и ему будет дано. 6 Но пусть просит с верой и без сомнений. Ведь тот, кто сомневается, подобен морской волне, которую ветер гонит и швыряет из стороны в сторону. Иак.1:5-6
Потому, втащить сомнения в веру под прикрытием необходимости рассуждения или в связи с тем, что уверенность превращает веру в гнозис, не выдерживает критики, если следовать массе евангельских примеров и высказываниям апостолов.
Вера может сменяться сомнением, но это состояние ветхое, и названо Иисусом так же, как и этот материал. Нельзя его называть нормой, иначе никогда не родится твёрдой веры. Достаточно самому себе повторять «А куда уж мне?» или «А куда уж нам, “не видевшим”?», если апостолы видели и сомневались.
Но, реально, что в апостолах сомневалось? Самость, привыкшая надеяться на себя. Самость в определённый момент сказала Петру: Ну ты же не можешь ходить по воде, у тебя никогда не было таких способностей. И сразу вера переметнулась от веры Иисусу к устойчивому навыку, что по воде он ходить не может, и он начал тонуть.
Потому, то что было у апостолов, называлось маловерием, но не верой. Вера – это отсутствие сомнений, хоть в победе мировой революции, хоть в коммунистических идеях, хоть в вере в Сына Божьего. Когда за эту веру готов отдать самое дорогое, когда для самости нет места, когда навык может игнорироваться и фокусировка будет только на следствии веры. Это и есть вера в то, что человек желает и в состоянии верить, даже если предмет веры невидим или отодвинут в непрогнозируемое будущее.
Именно такая вера приводит к знанию. Когда опытно познал предмет или Объект веры, если верующий живёт в постоянном Присутствии Божьем, то место веры занимает гнозис.
Т.е., вера привела к Богу и уступила места опытному познанию, когда верить в Присутствующего нет смысла. Именно здесь рождается истинная надежда. Не та, которая к молитве о помощи вспоминает тогда, когда испробованы все или значительная часть инструментов самостоятельно решить проблему, а та, которая в своей надежде перестаёт вообще ощущать проблемность бытия, даже если локальные проблемы продолжают возникать. Ибо как положиться на того, кого не знаешь, да ещё мало веришь?
Состояние маловерия – это преобладающее качество веры нерождённых свыше верующих, называющих себя христианами. Потому и возникает «маловерие под прикрытием», когда под уверенностью в вере сразу подразумевают знание. Но гнозис – это уже опытное познание того, что в вере был вне поля твоего зрения. А вера – это иррациональная, но твёрдая уверенность в невиденном, вне опыта прямого познания, но уже с наблюдением Божьего водительства в своей жизни. Причем, я говорю о сути слова, о семантике, а не о нюансах его трактовки маловерами.
И отсутствие твердости – это всё «мимо кассы». Это попытки веры, опыты с доверием, пред-верие, но не вера. Это когда есть доверие догматам, Библии, вероучению конфессии, “что Бог – есть”, но нет твердой веры, что Бог всегда с тобой. Потому и первой реакцией самости в таком состоянии всегда является действием из себя, из малого «я». О Боге человек вспоминает только тогда, когда самость сдаётся. В твёрдой вере не так. Там первая реакция – к Богу.
Потому верующий вы или маловер вы можете сами определить из ваших рефлексий. Ибо где ваш преимущественный фокус внимания, там будет и рефлекторный первичный центр решения любых проблем. У маловера – это малое «я», а Бог… – на подхвате. Если «я» не справилось, особенно если сразу понятно, что не справится, то только тогда ум вспоминает о Боге.
Отсюда и большинство чудес в отношении смертельных болезней, хождение по воздуху или превращение солёной воды в пресную из безвыходности (свидетельства и ссылки есть в Матрице), но так мало в отношении не катастрофических проблем. Ибо маловерие – преобладающее состояние называющих себя христианами, хотя сами они думают, что имеют веру.
“высказана мысль о вере, что это знание с сомнением”
Сразу неверно, с самого начала. Я такого не говорил. Вера – это не знание. Это нечто гораздо большее. Знание не может двигать горы, а вера – может.
На самом деле я говорил, что вера предполагает сомнение, а уверенность – не предполагает. Поэтому “уверенность” в Евр. 11:1 – это всего лишь не очень удачный перевод.
Это так, с лёту замечание. Я свои мысли на этот счёт более подробно развернул в своём сегодняшнем диалоге в ФБ с Наталией. Можете посмотреть, если интересно.
А так – это очень важный и долгий разговор, конечно. Но необходимо с самого начала определить исходные позиции.
Старец
Предупреждений - 0
Уверенность исходит из веры или доказательности. А вера – это уверенность в недоказуемом. Или я не верно понимаю семантику и этимологию?
Насчёт Евр. 11:1 и “evidence of things not seen” я высказался в ФБ в диалоге с Наталией. Согласитесь, что “evidence” и “уверенность” – это совсем не одно и то же.
Не хочется углубляться в спор о словах. Из слов всё равно невозможно вывести истину. У нас с Вами разное понимание веры, мы не придём к общему знаменателю. Да и не надо.
Вообще споры о теории – это пустое, если подумать, дело. Времени остаётся всё меньше, лучше заниматься практикой. Приносить, так сказать, достойные плоды покаяния. Каждый – в меру своего понимания и возможностей.
P.S. И ещё интересно, конечно, что Вы, похоже, любого “рождённого свыше” в Вашем понимании ставите выше самих апостолов (“Потому, то что было у апостолов, называлось маловерием, но не верой”). Это сильно.
Старец
Предупреждений - 0
Совершенно верно. Ибо на момент хождения с Иисусом, апостолы ещё не родились от Духа. Только от воды
“Можно выйти одному в поле
И знать, что ты вооружен
Можно идти по пути,
В конце которого стоит Престер Джон
Можно возвысить себя
Выше Озиманда – Царя Царей
Можно учиться смирению
У стертых ногами придорожных камней
Но куда бы ты ни шел
До самого конца своих дней
Обещай, что будешь помнить одно –
Господу видней”.
Старец
Предупреждений - 0
Гляньте фильм Мария Магдалина. Там достаточно четко высвечена ветхость апостолов, пока они не прошли Пятидесятницу