Красивый берег, подводные камни

25.05.2016 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Очарование

episkopНедаром я относительно недавно писал про ручеёк экуменизма и камни предания. Образ «камней предания» оказался удачным в любом смысле.

Меня, бывшего православного, нередко пытаются обличить в очаровании протестантизмом. Действительно, мне импонирует подход упора на веру, а не на свои усилия. Хотя я понимаю, что без своих усилий совсем, Бог не получит подтверждения твёрдости нашего намерения жить по вере. Как такому человеку дать дар Духа, если он не ощущает его ценности? То, что мы получаем совершенно без усилий, не ценится нами. Этот закон в себе может заметить даже смышлёный ребёнок.

Но сегодня я не о себе. Есть у меня два товарища из чистейшего протестантизма, даже наверное с приставкой нео-, который читают православных авторов и имеют православный крен интересов в своём совершенствовании в вере. Они читают отцов-аскетов, знакомятся с учением о страстях и борьбе с ними. Все эти учения выглядят очень мудро, психологично. Оно так и есть. Но это учение незаметно ведет к принципу «отдай кровь – получи дух», т.е., к своим трудам и усилиям. Вера упоминается, но декларативно. Надежда на Бога декларируется, но учение заточено под разработку инструментария и почти научной методики восхождения своими усилиями. Взять ту же «Лествицу» Иоанна Лествичника.

Я как-то в этой статье, в разделе «Сложность и «человечность» Православия» подробным образом рассматривал плюсы и минусы православия с позиций засматривающихся на «лощёный берег» протестантов. В той же статье я рассматривал и привлекательность протестантизма, уходящих из православия. В итоге писал о неправильности межконфессиональных переходов.

Спустя год после написания той статьи (будет в июне), только убедился в том, что в целом правильно там всё написал. Я проверил это своим опытом. У протестантизма своих камней предостаточно. Но они практически все на виду.

В православии же весь «берег» усыпан симпатичными валунами разных размеров, которые тоже видны всем. Но, при подходе к берегу, можно нарваться и на подводные «пороги», которые не видны человеку вне традиции православия. Кстати, и в самом православии о них, как о проблемах, задумывается подавляющее меньшинство. Они ведь уже на берегу.

Монашество как корень кривизны

Глобальнейшая проблема православия – это искривлённость пути ко Христу любого верующего монашескими установками аскетического пути первых веков. Просачивание и прорастание монашеского предания, учений и методик в общее предание, привело к тому, что для подавляющего большинства немонашествующих, стали обязательными нормы монахов. Православие же вообще подменило монашеские воздержание и пост, перемешав их, и соорудив немыслимый гибрид абсурдных предписаний на время постов для семейных пар и любых верующих вне монашества, включая детей и подростков. В католичестве, в этом плане, намного больше порядка. Хотя своих заморочек тоже достаточно.

Требование обязательного целибата от епископата привело к огромной проблеме «голубизны», которая вырвалась наружу ещё во времена Юстиниана. Масштаб же сегодняшней проблемы, после вскрытия опухоли Кураевым, поражает воображение. И Юстиниана сегодня нет, чтобы жёстко пресечь это явление. В монастырях «голубизна» процветает. Знаю совершенно точно, из своего опыта и опыта своих ближайших друзей. И прихожане, очень многие получают «духовные наставления» от таких лиц, иногда оказываясь объектами, а то и жертвами, гомосексуальных домогательств.

Спасает… православие

Службы у православных красивые, спору нет. Но на это стоит обращать внимание, если совсем отбросить Павловы слова в Ареопаге язычникам «Бог не требует служения рук человеческих». Впрочем, как и гортаней человеческих, – у протестантов, и ног человеческих – в православии. Сама же православная поговорка этому учит (В ногах правды нет), да только православие её на службах не практикует. Только католики с протестантами это довели до практической реализации.

Бог не требует от нас служения никакими нашими членами, а призывает жить в русле Его воли. В этом плане раннее монашество понимало, что поклонение в Духе и Истине – это жизнь в русле воли Бога всегда, а не только на собраниях или Литургиях. Потому первые монахи годами не бывали на литургиях. А Мария Египетская была всего один раз в жизни. Но эти факты о своих же святых оказываются «мимо кассы» в православном сознании прихожан. Ибо это сознание засорено спасительностью православия, как квазицерковной системы, спасительностью всего предания без исключения. Даже почитание пальца, руки, ступни или головы давно умершего святого.

Спасительность Православия давно подменила собой спасительность Христа. Это болезнь есть у подавляющего большинства христианских деноминаций, но самые тяжелые формы в Православии и СИ. В православии насаждается конфессиональная гордыня уникальной правильностью исповедания и вероучения конфессии, которая звучит не намного слабее, чем у Свидетелей Иеговы, и намного мощнее, чем у католиков и многих протестантов. СИ всех не своих – сразу в ад. Православные же допускают спасение вне православия, но на догматическом уровне, в катехизисе. Подавляющее же большинство прихожан, не ведающих катехизиса, отказывают в спасении инославным, и ругаются на само слово «инославие», ведь если не правильно, не православно, то это и не прославление вовсе. За одну встречу с папой, готовы объявить об отступничестве своих иерархов.

Православие, за редким исключением, стоит в жёсткой оппозиции к экуменизму. Хотя экуменический дискурс находит определённое понимание в католичестве и протестантских кругах даже на низовом уровне. На том же уровне в православии, слово «экуменизм» страшнее любого греха.

Вещь-для-нас

Ну и, наконец, всем известно, что рыба гниёт с головы. Да, само тело рыбы может быть и только отчасти протухшим, но процесс запущен. Достаточно посмотреть на образ действий патриарха: фактическое огромное богатство и проявление сребролюбия, полную противоположность принципу «кто хочет быть главным, тот должен быть всем слугой», покрытие епископской «голубизны», включение в политическую жизнь мира, принятие почестей от светских властей, ведение бизнеса. Что тут удивляться, когда тем же самым занимаются епископы и священники (что кому доступно из перечисленного)? Если голова, и уже часть тела, гниёт так, что вонь разносится на всё христианство, то, как это может быть привлекательным?

Внешне проявляемый негатив системы, который виден всем, есть порождение совокупным преданием и учением конфессии, в котором растворились и стали укорененными все пороки и ошибки. Ошибочность видения пути спасения частично растворилась и в учениях «святых отцов». Ведь если ставить перед человеком сложнейшие аскетические задачи восхождения, то человек внутренне отказывается от него, делая вид, что идёт, а сам скатывается к исполнению человеческого предания, которым изобилует православная система.

Православие своей практикой для мирян (слово-то какое выдумали для противопоставления истинным христианам-монахам) полностью подорвало евангельский принцип «Иго моё благо, и бремя моё легко есть». За монахов я просто молчу, хотя не отрицаю возможность спасения настоящих монахов в монашестве, решивших, как «нормальные герои» идти в обход. В результате, большинство надеются на спасение, как оправдание на суде. На спасение без суда никто не даже не надеется.

Потому, обращаясь к увлеченным чтением православной аскетикой 6-19 вв (это мои читатели, и они поймут, о ком я), хочу сказать, не ходите туда, не зная толком куда, и за тем, не понятно за чем. Устали от «плоскости» протестантизма, так хоть не обольщайтесь «объёмностью» православия. В валунах на красивом берегу, можно заблудиться, как в лабиринте. И это если вы доплывёте до этого берега, не напоровшись на подводные пороги. Только время потеряете, и разбазарите ревность. Но если хочется всё пробивать своим лбом, милости просим в бездонные пропасти человеческого православного предания и преданий разных старцев и стариц.

Фундаментализм и предание

У православия только претензия на чистую ортодоксию. В реале же окажетесь в среде гниющего, даже в самом теле, сурового фундаментализма (Осипов и Кураев – не в счет, таких там единицы). Причем, фундаментализма похлеще протестантского и католического, а также конфессиональной гордыни и кривых путей без опоры на веру. Фундаментом оказывается вычитывание, выстаивание, почитание, освящения и жертвы. Как будто ничего и не поменялось с приходом Христа, разве что формы человеческого фарисейства в худшем значении этого слова. В реальной практике приходской жизни православие де факто обучает фарисейскому поклонению, называя его самым истинным.

Это чудовищно, когда всё это понимаешь с высоты 17 лет в православии, с позиций знания системы изнутри, благодаря учёбе на стационаре в семинарии в Сергиевом Посаде. Мой совет, полюбуйтесь валунами на берегу с корабля, не подходя близко к берегу. Это опасно. Полюбуйтесь, (почитайте их книжек), и плывите дальше. Дальше от попыток пристать и начать практиковать реальное разлагающееся с головы православие.

Не забывайте, что даже самые выдающиеся православные и думающие люди, авторы в целом хороших книг, являются носителями и апологетами квазицерковного предания. Даже ругая систему, они защищают предание. Они сознательно автоматом уводят людей от чистой ортодоксии. Т.е., так или иначе, даже Кураев и Осипов вещают православную версию христианства, а не учения Христова как такового. Потому гриф у таких книг должен быть «для ознакомления» и дальнейшего осмысления.

Чтение же аскетов (я прочитал три тома Брянчанинова) может вообще на время «снести крышу» бывшим протестантам. Что для христиан крайне не полезно. «Крыша» всегда должна быть на своём месте, потому нам и сказано «трезвитесь постоянно». Если же вхождение в предание сопровождается мыслями типа: «Вот она истина где! Это совсем не то, чему учат тупые католики и протестанты», то вы «попали». Я же пишу для того, чтобы вы не очаровались разницей с протестантизмом или католичеством. Разница ощутимая, но не свидетельствующая о более высоком качестве. Просто православие – не протестантизм, оно другое. И евангельского духа, при замере «средней температуры по больнице» в нём меньше, чем в протестантизме. Ибо оно ориентируется на Христа и Евангелие только на словах. Большинство Евангелие слышит только на службах на непонятном языке, ибо интуитивно православных спасает не Христос, а православная мать-церковь.

Не верите мною написанному? Тогда велкам в институционализированное нью-фарисейство. Я же сыт по горло. Буду пытать дальше счастья вне деноминаций и конфессий, развивая экуменический дискурс среди тех, кто к нему больше всего готов. «Спасаться» самому принадлежностью к абсолютно истинному и непогрешимому православию, через практику всего человеческого многовекового предания, – не моё!

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Наташа
    Гость
    01:28 26.05.2016

    Отличный текст, спасибо. Меня ужасно удивляет, что совсем небольшая доля православных читает Писание, а иногда даже слышу, что вредно читать непосвященным. Конечно, хорошо, когда есть исторический контекст для более объёмного понимания, но в целом, если взять все высказывания Христа, то они вполне поняты и сами по себе.


  2. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Модератор
    23:54 26.05.2016 / Мнений — 38 / Статей — 3 / Дата регистрации — 09.01.2016

    Ну что я могу сказать? Правильно Вам, Вячеслав, сказал некто на Фейсбуке: одна Ваша метафора явно хромает: на самом деле это в православии все камни на виду, а вот в протестантизме они становятся видны очень и очень не сразу. В том-то и дело, что никаких камней «на виду» там просто нет. Внешне все очень чистенько. Причем вот ведь какая печаль: тот протестантизм, который «доступен» нам на постсоветском пространстве, — это особенно тяжелый случай. Во-первых, это неопротестантизм. Но это полбеды. Ибо, во-вторых, это фундаментализм. И вот это уже полная беда.

    Далее, кусок про монашество, а уж тем более про гомосексуальность (из-за краткости оного?) не выдерживает практически никакой критики. Я примерно понимаю Вашу мысль о монашестве, да и то потому, что знаком с некоторыми прежними текстами. Пассаж про гомосексуальность не годится просто никуда. Вы явно путаете причину и следствие. Целибат не приводит к изменению ориентации. Он приводит просто к тому, что в монахи и в высшее духовенство устремляется много народу соответствующей ориентации, больше, чем устремилось бы туда, не будь целибат обязательным для епископата. Плохо здесь, во-первых, то, что среди этих людей, устремившихся туда, определенное количество нечестных, имеющих исключительно меркантильные и эгоистичные мотивы. Но многие гомосексуалы идут в монахи и в епископы без всяких нечестных мотивов, но (зачастую!) со ВТОРОЙ проблемой. Вторая же проблема в лицемерии. В лицемерии как отдельных личностей, в том числе упомянутых гомосексуалов-епископов, так и в лицемерии всей церкви, проявляющейся в том числе в гомофобии, ибо гомофобия в христанской среде без лицемерия вообще была бы маловероятна. И сегодня один из рупоров этой гомофобии — хваленый Кураев. Вот не могу заставить себя его уважать. Даже сама ссылка на подобную личность уже ухудшает общий тон текста, пардон за мое брюзжание. И еще о гомофобии: увлеченность «кураевской тематикой» без должных знаний в области сексологии до добра не доводит. Пока что это проявляется в Вашем тексте вроде бы в невинных пассажах о «голубизне». У одного Вашего оппонента, который зацепился за тот же абзац, что и я, это уже проявилось в откровенной нецензурщине, слабо замаскированной многоточиями (см. Фейсбук, страничку «Вектора»). Лучше не касаться тем, о которых имеешь поверхностное представление. Дело не в том, что патриарх покрывает «голубизну», а дело в том, что патриарх действует во вполне предсказуемых рамках узаконенного лицемерия. В тех церквах, где гомосексуал может быть епископом совершенно открыто, никому не приходит в голову ничего «покрывать». Но это происходит в тех странах, где научились отличать ориентацию, насилие, совращение и т.д. и имеют ум не подменять одни из названных понятий другими.

    О фундаментализме тоже не могу не вставить свои пять копеек — как никак диссертация моя сказывается: Вы утрируете. В православии не может быть фундаментализм «похлеще», чем в протестантизме. Да, он там есть. Но он явно не доходит до уровня откровенной ереси. А именно так обстоит дело во всем постсоветском протестантизме (исключения так ничтожны, что и говорить не стоит). 

    Так что, друг мой, ситуация такова. Вы правильно делаете, что предостерегаете протестантов от православия. Но я боюсь, во-первых, что это из пушки по воробьям. В реальности таких желающих не так уж и много. Ну да, есть у Вас знакомые. Ну кто ж их знает? Если они ищущие люди, то, может, и в этих поисках найдут какую-то пользу. Во-вторых, я присоединяюсь к тем доброжелателям, которые говорят Вам о Вашей собственной некритической увлеченности протестантизмом. Да, Вы скажете, что это увлеченность экуменизмом. Это очень хорошо… Но повторяю еще раз: подводные камни постсоветского фундаменталистского протестантизма видны не сразу, но они не менее ужасны, чем известные Вам камни православия. 

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:58 27.05.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да, ищущих в православии протестантов не так много, но это самые продвинутые протестанты, и не хотелось бы, чтобы они приобрели очарование по незнанию подводных камней. А протестантские камни лежат на поверхности:

    1. Всё та же десятина
    2. сребролюбие многих пасторов, сидящих на десятине
    3. Погоня за количеством крещённых, не обращая внимание на качество
    4. Формальное поклонение, в русле своего предания, вместо поклонения в духе и истине
    5. Деноминационная гордыня (но это есть в избытке и в православии)
    6. Фундаментализм в сотворении идола из Писания. 

    Всё это в большей или меньшей степени было видно мне, когда я был ещё жёстко-православным. 

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:04 27.05.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    По “голубизне”. Плохо, что условия создают из монастырей гей-запаоведники, и именно оттуда выдвигаются епископы. Я об этом. Естественно, что целибат обычного мужчину не толкнёт к гомосексуализму, но он толкает геев в сообщества, где целибат нормативен. Не было бы требований целибата и монашества в связке, не было бы буйного “василькового цвета” в епископской среде и среди монастырских “духовников”.


  5. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Полиграф
    Местный
    11:06 11.10.2016 / Мнений — 36 / Статей — 0 / Дата регистрации — 11.10.2016

    Не совсем согласен с Алесем в том, что у нас можно встретить лишь неопротестантизм. Лютеран у нас сейчас хватает, как и ваш покорный слуга. Да, конечно, их очень немного в сравнении с неопротестантами, но и не сказать, что так уж совсем нет. Конечно, это мало что меняет по заданной тематике, поскольку своих камней и в лютеранстве хватает. Но зато нет некоторых из тех, что перечислены Вячеславом как “камни протестантизма”. Например, нет обязательной десятины. А в большинстве общин нет даже необязательной. Что сразу исключает и второй камень: пасторов, сидящих на десятине. У нас, скорее, многие “сидят” на спонсорской помощи, что делает их зависимыми от спонсоров. И я не знаю, что лучше… Также нет “камня” сотворения идола из Писания”, что лично меня очень радует и привлекает в лютеранстве (вспомним знаменитое лютеровское: “Если наши противники аргументируют Писанием против Христа, то мы должны аргументировать Христом против Писания”). А вот конфессиональной гордыни – да, хватает с избытком (у нас лучшее в мире богословие! только мы одни истинные протестанты! и т.д.). Но я все же хотел сказать по затронутой теме привлекательности православия. Оно действительно привлекательно. Я сейчас не буду о том, что П. позволяет как бы… легализоваться в России, что-ли… В российском христианском (и не только) общественном мнении. Официальность религии. Наверное, это тоже присутствует, но я не о том. Я знаю пару человек из наших, ушедших в православие. Не самые глупые люди. Наоборот: умные, образованные, занимавшие высокие посты в лютеранской Церкви (сколько ушло простых смертных – о том никто не знает и их не считают). Что их повлекло туда? Я думаю – православная мистика. В лютеранстве все слишком рационально, все разложено по своим полочкам, на все вопросы даны умные ответы. А православная мистика завораживает. Недавно слушал интервью одного перешедшего, он как раз в основном и говорил об апофатике, как она прекрасна и как все сухо рационально там, откуда он ушел. И я его понимаю, самого это привлекает. Эта, кажущаяся неисчерпаемой копилка мистического опыта двухтысячелетнего. Мне, наверное, “повезло” в том смысле, что я учился в семинарии сразу с тремя бывшими православными. Два из них были семинаристы, один ушел со второго, другой с четвертого курса. А третий стал моим другом и соседом по комнате. Он 10 лет отслужил священником в РПЦ. Мы много с ним говорили о он о многом мне рассказывал. Есть и сейчас один знакомый действующий священник РПЦ, который тоже делится приватно своими проблемами. Поэтому, зная уже из их опыта, я никуда не собираюсь. Мне больше дорога та свобода, которую я имею в лютеранстве. И которой нет ни в православии, ни в неопротестантизме. О последнем я знаю не понаслышке, сам начинал с баптизма, был проповедником БЦ. Поэтому, как я сейчас думаю: все хороши, нет идеальной конфессии/деноминации. Почему? – Да потому что везде люди, обычные грешные люди.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    11:50 11.10.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Хороший комментарий, Полиграф. Но по моему мнению, лучше быть в “просто христианстве” по Льюису. Только Клайв, на мой взгляд ошибся в последовательности зала и комнат. Сомневаюсь, что так было в Объединённом Королевстве в его время. Сначала неофитов втаскивают в разные комнаты, а потом некоторым становится тесно, и им хочется выйти в зал. Об этом напишу в самое ближайшее время.


  7. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Полиграф
    Местный
    12:31 11.10.2016 / Мнений — 36 / Статей — 0 / Дата регистрации — 11.10.2016

    Не знаю, Вячеслав, мне почему-то думается, что “простохристианство” – это очередная деноминация. Слишком уж часто стали встречаться “простохристиане”, обличающие всех вокруг, что те верят “не так”.))


  8. Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Мирослав Твердич
    Модератор
    20:55 14.10.2016 / Мнений — 178 / Статей — 17 / Дата регистрации — 10.10.2015

    Согласен. Вот здесь об этом чуть более развёрнуто: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=189372138153473&id=100012420631944

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:39 14.10.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    То, о чём вы пишете, есть в этой работе, только заход со стороны просто Христианства. А так тот же призыв оставаться в деноминациях. О просто Христианстве ближайшие работы. Хотя сколько их уже было…))) Но предмет постоянно переосмысливается.)))

    Ну и, Полиграф, я не обличаю и не осуждаю за неправильность исповедания, ибо исповедание – это чепуха по сравнению с любовью, как бы пафосно это не звучало. Жизнь в Духе и богообщении – вот это цель, а конфессиональная правильность – это в прошлом, из модерна, как вы сами писали. В постмодерне важна практика и широта сознания.

Sorry, the comment form is closed at this time.