Роль таинства исповеди в принятии Святого Причастия

21.10.2013 / / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

fotor493Будучи за 17 лет сознательного воцерковления на православных приходах Украины, Германии и Франции, я видел разных священников и иеромонахов, но ни один из них ни в проповедях, и ни в частной беседе  даже не допускал мысли о возможности Причастия без Исповеди, хотя почти все признавали неканоничность 3-х дневного поста перед Причастием.  Постепенно я пришел к этой же мысли опытным путем, и хочу привести в защиту этой позиции ряд доводов:
1. Воцерковление  касается тела, души и духа, а не только духа, на который преимущественно действуют Таинства. Подобно троечастности человека и сама Божественная Литургия состоит из трех частей, действие которых может быть представлено, как очищение просвещение и одухотворение.
Очищение покаянием через телесные страдания и  скорби (боль души) –  в этом основное содержание псалмов, читаемых на часах во время проскомидии – первой части Божественной Литургии. Просвещение – это содержание литургии оглашенных, как символа евангельского служения Спасителя с основным моментом в виде чтения Апостола и Евангелия,  а также проповедью священника. И наконец, одухотворение – принятие таинств на литургии верных. Все это человек должен постоянно совершать, и в себе самом, а особенно, перед  Причастием. Труд тела включает пост, поклоны, – это самая простая, но действительная жертва Богу, труд души – просвещение, когда хотя бы в чтении канонов и правила нужно проникнуться пониманием и чувством к Таинству, а труд духа – борьба со страстями. Вершина очищения и просвещения – это покаяние с принятием таинства Исповеди. Именно на этих двух этапах необходимо духовное руководство. Все указанные действия каждому определяются по его мере духовником, но обязательно с сохранением триединства.
Например, один достаточно образованный священник сказал, что он не требует трехдневного поста для людей, которые регулярно постятся, но для тех, кто не постится, этот пост обязателен. Другие священники не благословляют к Причастию тех, кто без уважительной причины пропустил вечернюю службу и на ней не исповедовался. Смысл этих строгостей – жертва Богу телом и душой или же хотя бы малое очищение и просвещение прихожанина, прежде одухотворения Причастием. Естественно, эта строгость не касается людей,  которые в силу объективных причин не могли это исполнить.
2. Причастие умножает в человеке, его душе все его наклонности, избирательно проявляя чувство, которое преобладает. Другими словами, Причастие, как духовный огнь, заменяет душевность с ее внутренними противоречиями и колебаниями, духовностью – состояниям души  без колебаний.  Поэтому без очищения души в таинстве Исповеди, может произойти одухотворение не к Богу, т.е. может наступить одержимость человека нечистыми духами.
Пример: после Причастия в Иуду вселился сатана.
Ин. 13. 26-27
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
Иуда уже решил предать Христа, хотя внутренне и колебался. Колебание характерно душевности, а дух не имеет разделения в себе самом, поэтому Причастие проявило в Иуде доминирующее направление воли. Это произошло с Иудой и происходит с каждым причастником потому, что  Сам Бог дал свободу воли человеку и не хочет ее подавлять. Иначе, Причастие на Тайной Вечере могло бы в корне изменить решение Иуды, даже против его желания – спасти Иуду без его воли, не по делам и помышлениям его. У Иуды был выбор, но он не покаялся перед  Причастием, Которое только проявило доминату его души:  «не восхоте благословения, – и отыдет от него, но возлюби проклятие – и падет на него».
Исповедь – это очищение в виде отречения грехов человеком и их отпущения Богом через священника. Это Таинство касается преимущественно души, в которой эти грехи накапливаются действиями духа через тело: делом, словом, помышлением. А Причастие – это одухотворение, которым Бог непостижимо изменяет дух (сердце), как инструмент внутреннего делания, но это духовное преобразование происходит по состоянию души, ее чувствам, как проявлению воли. И если человек придет на Тайную Вечерю не в брачной одежде, то Господь Причастием может предать его сатане, «ввергнуть в тьму, где плач и скрежет зубов». Поэтому Исповедь и Причастие связаны неразрывно, подобно тому, как соединены  тело, душа и дух. Следовательно, Причастие без Исповеди, в которой отпускаются грехи, т.е. происходит очищение и просвещение словом духовника, может привести к умножению страстей, чего сам человек может и не заметить.
3. Если  возвращаться к евангельским временам, то можно в пределе прийти к отрицанию всех Таинств, кроме  Крещения и Причастия, а также отменить все посты и целибат епископов, включая и само монашество. Ведь большинство апостолов были женаты, и причащались ежедневно без поста и исповеди,  при этом обладали благодатью, невиданной в последующие века. Сейчас указанные в этом пункте реформы  – это невероятная крайность, но тенденция «упрощения – выравнивания пути  для благодати» путем ревизии или даже отрицания многовекового  послеевангельского опыта святых отцов вполне может привести к таким результатам, особенно на  фоне антицерковного настроения  в современном обществе.
Выводы:
1.    возможность причащаться без исповеди может быть дана отдельному человеку его духовником и это будет их личное дело,  но, как общее правило, Причастие без Исповеди недопустимо ввиду опасности усиления страстей, подобно одержимости Иуды.
2.    реформирование, ревизия послеевангельского опыта Церкви – дело соборов очень духоносных отцов Церкви, иначе неизбежны чрезвычайно опасные крайности.

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:21 21.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    И ты, Брут! :-))) Глубока “кроличья нора” нашего традиционализма:-)))

    Нет особо времени комментировать, но замечу следующее.
    1.Не только Иуда не каялся перед Вечерей, но и остальные ученики.
    2.Радостная Весть и Письма апостолов не дают нам оснований говорить о “неразрывности исповеди и причастия”.
    3.Стереотипы не евангельские бытуют не только в Русской Церкви, и с этим ты столкнулся в Германии и Франции, где в православие глубоко пустили корни мигрантов из России после революции
    4.Я бы говорил о неразрывности в духовной жизни причастия и исповеди, а не исповеди и причастия.
    5.Греческая Церковь, самая массовая из древнейших церквей, не считает эти два таинства связанными интервалом меньше суток.
    6.Я недавно прошерстил на предмет применимости правил Вселенских Соборов все правила до единого по двухтомнику с толкованиями Никодима, и не нашёл ни одного правила, связывающих эти два таинства.

    Своё видение подготовки к таинству Причастия я только начал излагать. Ещё не добрался до так называемых молитвенных правил.

    Резюмируя скажу, что лично мне духовник очень рекомендовал стяжать ощущение недостоинства перед чашей. А обязательная исповедь делает меня заметно достойнее:-)

  2. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    15:02 21.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Да, действительно, ученики не каялись перед Причастием, но и действенность Таинства в отношении учеников была минимальной: Иуда предал, Петр трижды отрекся, остальные, кроме Иоанна, убежали и спрятались и еще долго не могли выйти наружу “страха ради иудейска”. Это по поводу первичности покаяния-исповеди и Причастия. Если Причастие должно быть первичным к Исповеди, то таинство Причастия, принятое из рук Самого Спасителя должно было укрепить апостолов, дать им истинное понимание миссии Христа. Но Таинство никак не повлияло на душевное состояние апостолов, которые даже не смогли бодрствовать в Гефсиманском саду во время молитвы Спасителя. Причастие, принятое в канонической Церкви, всегда действительно, но действенно в направлении трудов (очищения и просвещения) причащающихся. В основе этого лежит закон свободной воли человека. Если нет никаких трудов, как у апостолов, ожидавших земной славы Христа, то и действенность Причастия в отношении таких людей в лучшем случае равна нулю, а то и умножит их страсти, как у Иуды.

  3. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    15:15 21.10.2013 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Юрий, вдумайтесь в предпричастную формулу: Это кровь моя Нового Завета за вас и за многих изливаемая ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ! Причаститесь и это поможет вам раскаяться. Потому на 300% согласен с мнением Вячеслава в предыдущей его статье, на которую вы написали ответ. Но к вашему мнению отношусь с уважением, как к честной позиции сердца, но с иным пониманием. Мы тут все не Василии Великие. Но в данном случае, мнение Вячеслава железно согласуется и с Новым Заветом и с традицией Греческой Церкви.

  4. Клерик Престон
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Клерик Престон
    Модератор
    14:58 21.10.2013 / Мнений — 40 / Статей — 8 / Дата регистрации — 01.10.2013

    Юрий, позиция понятна. У меня замечание к названию. Звучит мощно, внушает. С претензией на глубокое исследование, тогда как содержание намного уже. Считаю, что узость предмета в содержании должна отражаться и в названии статьи, возможно, через уточнение. А может и сразу через четкую предметность. Подумайте.

  5. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    15:54 21.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Всем спасибо за комментарии. В предпричастной формуле указана цель искупительной жертвы Христа, а не гарантия оставления грехов всем причащающимся, иначе не было бы слов в молитве перед Причастием ” не врагом Твоим тайну повем, ни лобзания тебе дам яко Иуда …Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе Боже мой, да не в суд ми будут Святая сия…”
    Значит, оставление грехов для причащающихся не безусловно, а есть и отрицательный вариант, как у Иуды, о чем и предупреждают эти молитвы. Если бы только Причащение очищало грехи и способствовало бы покаянию, то не было бы ересей и расколов, в которые ушли древние и современные владыки, хотя и причащались Таинств ежедневно в течение многих лет. В чем же тогда была для них действенность многотысячных причастий Тела и Крови Христа в течение десятилетий, разве Кровь Спасителя не очищала их грехи ежедневно и не привела их к покаянию?
    Я уважаю мнение всех, и конечно, отношение к этим Таинствам каждый познает опытно в себе самом. Как сказал святой апостол Павел: ” если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить, и по тому правилу жить”. Это относится ко мне, в первую очередь, и к тем , кто это изречение сможет принять на свой счет.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:11 21.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юр, никто из обсуждающих не сказал, что Причастие очищает от грехов. Я это всё просматриваю. Понятное дело, что В оставление грехов, это в ОСТАВЛЕНИЕ, а не ПРОЩЕНИЕ или “очищение”. И чтоб их оставлять, нужно в них каяться, а потом и исповедовать. Действенность причастия только тогда проявляется, когда причащающийся внутренне настроился “оставить” грехи и собирается это делать после причастия. Ну и надеется на помощь в этом причастия. Потому мы и не верим в гарантии прощения грехов, но верим в помощь в их оставлении. А кто думает, что в причастии магия очищения, тот в суд себе пьёт и ест. Причастие – для борьбы с грехом, для его оставления. А борьба – в покаянии и исповеди.

  7. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    16:32 21.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Слава, с этим я полностью согласен, но, в таком случае, не поможет ли отпущение грехов в таинстве Исповеди их оставлению, больше, чем просто намерение их оставить, но без отпущения? Это практически то, с чего мы начали дискуссию. По-моему, все здесь настолько очевидно, что и говорить не о чем.
    Вопрос другой , о греческой Церкви. Стоит ли так доверять современным тенденциям в греческой церкви в связи с ее переходом на новоюлианский календарь? Афон при этом остался на юлианском. Второй момент из современной жизни греческой церкви. Православный священник из Германии, будучи в Греции, видел,как происходит причащение верующих в деревне, когда священник просто идет по деревне с Чашей и причащает всех желающих без всякого их участия в Литургии, не говоря уже о исповеди. Это что, исключение, или реализация новых тенденций в греческой Церкви? Может ли кто-нибудь из авторов дать обзорную статью или указать ссылку по сравнению УПЦ и Греческой Церкви – в чем состоит разница в отношении к Таинствам, духовному наставничеству, совершении служб, обрядов?

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:53 21.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не факт, что это так во всех греческих деревнях и весях))) У нас тоже оригиналов хватает, которые рекомендуют Ольгу Асауляк штудировать. Возможно, то, что видел твой знакомы священник, не типичное явление и какое-то единичное самочиние. Насчёт сравнительного анализа, это было бы хорошо. О практике Греческой Церкви знал ранее, но прочитал ещё интервью на Киевской Руси со ссылкой на другой сайт греческого владыки, который говорил о греческой практике и слегка “проехался” по практике РПЦ. Думаю, если погуглить и потратить время, можно и самому по частям собрать данные для анализа

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:55 21.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Да, забыл. Сильно большого влияния на собственное исправление и приобретение любви к Богу и ближнему календари вряд ли оказывают. Потому для меня это не показатель, что греки на новом стиле, а Афон – нет.

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:26 21.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Чтоб не писать лишнего и не по делу нужно сначала прочитать статью “Исповедь и пост перед причастием как «предание старцев», а потом подключаться к дискуссии. Не забывайте о том, что эта статья, под которой идёт дискуссия, сама является развёрнутым комментарием к той статье


  11. Предупреждений - 0
    протопресвитер
    Гость
    02:07 31.10.2013

    к автору…

    меня несколько напрягает алелляция к “духоносным старцам”, к “афонскому авторитету”
    будьте проще. вспомните огласительное слово Иоанна Златоуста. Исповедь нормально может происходить только вне контекста Литургии. в конце концов это неудобно))

  12. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:22 31.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Согласен. Исповедь вне литургии мною испытана во время учёбы в МДС. Духовник был иеромонах из Лавры. Это очень разные вещи, когда есть время и когда стоит очередь и до святая святым надо всех успеть. Правда, мой духовник даже в Никольском соборе, со стоящими на исповедь к 5 священникам человек 300, всё же уделяет время не только разрешительной молитве, но и духовной коррекции. Но возможность исповедоваться вне Литургии – была бы очень хорошая и полезная духовная практика


  13. Предупреждений - 0
    протопресвитер
    Гость
    18:52 01.11.2013

    Патриарх Кирилл: Во время Литургии исповедь может проводиться только в качестве исключения…
    http://4udinovi4.livejournal.com/139115.html

  14. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    13:07 31.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    С тем , что исповедь не удобна во время Литургии я согласен полностью, для этого есть вечерняя служба. Несколько разных священников из моего опыта рекомендовали желающим причаститься приходить на вечернюю службу и исповедоваться – времени более, чем достаточно. Настоятель храма, в который я хожу сейчас, прямо говорит, что исповедоваться во время Литургии бесполезно, и это только отвлекает священников от службы, и что взрослых во время литургии верных в храме исповедовать он не будет и не благословляет других священников. Максимум исповедь будет идти до чтения апостола, а затем тольео больных и детей. Разумеется таинство Исповеди может и должно, по необходимости, совершаться и вне причастия, как этап покаяния. У меня был такой этап в жизни. Как я и писал ранее, соотношение этих таинств должно определяться духовником лично для каждого. Возникает другой вопрос к фракции реформаторов: что с вечерней службой, нужна ли она, ведь занимает 2.5 часа, причащения на ней нет, и если не обязательно исповедоваться, то выходит, что она не нужна? Можно прийти на литургию к чтению Евангелия, послушать проповедь, причаститься и уйти сразу после литургии , не целуя крест, если есть молебны.


  15. Предупреждений - 0
    протопресвитер
    Гость
    18:50 01.11.2013

    деликатно с Вами не соглашусь. чем вечернее богослужение уступает Литургии? в некотором смысле оно более содержательнее чем Лит.

  16. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    19:15 01.11.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юрий в конце своего поста иронизировал))). А насчёт содержательности… Мне кажется к этому бы подошло слово разнообразие.

  17. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:39 31.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Даже не знаю, что и сказать, Юра. Очень каверзный вопрос. Но если исповедоваться только на Всенощном, то конечно, оно нужно, иначе не исповедаешься. А заодно и помолиться, если понимаешь что читают и поют. Там же и помажут. Так и службе конец))) Если серьёзно, то Всенощное уже давно стало самостоятельным богослужением, хотя изначально предваряло Литургию. По смыслу оно и сейчас предваряет. А по форме… надо подумать. Чисто как молитвенное богослужение может служить местом для молитвы тех, кто любит молиться в храме (как мытарь, ну, или, фарисей). Но если таки исповедь сместить на вечер, то и в нем появится смысл и таинственный.

  18. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    14:05 31.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    По личным ощущениям, Всенощная и Литургия – одно целое. Вечерняя с исповедью настраивает на литургию, и если учесть, что “день один – это вечер и утро”, где вечер был первый, то церковный день -воскресенье, начинается со Всенощной. Подобно и церковный год начинается осенью, а не в январе. Порядок служб исходно сопряжен с психофизиологией человека, хотя “Дух и дышит, где хочет”, но человек, его тело и душа созданы и существуют во времени, поэтому их изменения и подчиняются временному кругу циклических изменений. “Поклоняться в духе и истине” – это идеал, предел духовного делания, как и молитва без слов – в чувстве к Богу, а сначала духовные дошколята и первоклассники должны ходить на уроки строго по расписанию.

  19. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    14:11 31.10.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    А по поводу исповеди вечером, то во всех храмах, которые я посещал, исповедь вечером -это правило, а во время Литургии – исключение для странствующих или постоянно работающих по субботам, больных и детей. Священники вменяли исповедь во время Литургии без уважительной причины в грех лени. Разве в Киеве не так?

  20. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    14:23 31.10.2013 / Мнений — 1117 / Статей — 356 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Есть и так и не так, Юра. За всех не скажу, я ж не благочинный)). У нас есть исповедь на Всенощном. Но если мало народу, то выходит 3 священника. И духовника можно не дождаться, или дождаться, но не успеть, поскольку у него много духовных детей. А на Литургии, если он не служащий, то выйдет 100%. А я не у духовника не исповедуюсь. Ну, или в исключительных случаях. Их по пальцам можно пересчитать.


  21. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Дмитрий
    Местный
    20:09 25.04.2015 / Мнений — 5 / Статей — 0 / Дата регистрации — 20.04.2015

    Юрий Зозуля, прошу вас не покидать этот сайт и не останавливаться на написании только двух статей. Ваша позиция добавляет очень нужную грань в рассмотрении поставленных вопросов и мнений.

  22. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    23:34 25.04.2015 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Я не покинул сайт, просто временно нахожусь в роли наблюдателя по вполне объективным причинам, которые известны Вячеславу. Спасибо за высокую оценку моих очень скромных усилий.

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


три × = 15