Грехи к смерти (1 Ин. 5:17)

10.10.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Противление

Есть у апостола Иоанна такие понятия как «грехи не к смерти» и «грехи к смерти».

16 Если кто увидит, что брат совершает грех (но грех, не ведущий к смерти), пусть помолится и даст ему жизнь (это касается тех, чей грех не ведет к смерти). А есть грех, ведущий к смерти. Я не говорю, что надо молиться о таком грехе. 17 Всякое дурное дело — грех, но есть грех, не ведущий к смерти. (1 Ин. 5:16-17)

Для этой статьи, с наскока, как бы между прочим, не получилось четко изложить видение греха к смерти. Поскольку сам апостол даже намёка не даёт на трактовку этих понятий. Потому первые трактовки были чисто в русле предмета по исповеди, без глубокого копания в этом отдельном предмете. Далее были сделаны уточнения, но и они оказались недостаточно конкретными. Поскольку у апостола нет намёка на суть понятий, и толкования в сети не сильно прояснили предмет.

Наиболее часто встречается подразумевание под «грехами к смерти» сути «хулы на Духа Святого». О хуле на Духа Господь говорит в конкретном случае, когда силу Его добрых чудес назвали силой князя бесовского. Чисто конкретный момент оскорбления святости, когда всем очевиден добрый исход чуда, его доброе содержание, но утверждается его злой источник. Потому я склонен считать «хулу на Духа Святого» самостоятельным грехом крайней степени проявления гордости, когда человек верит в Бога и сознательно Его оскорбляет. При этом он отвергает очевидную истину, зная её правильную трактовку, но трактует её лживо в оскорбительном для Бога ключе. Иногда это делается, чтобы возвыситься и утвердить свой авторитет, поставив его выше источника святости – Бога.

Из той же области, когда корень в гордости, оказываются все грехи сознательного противления заповедям Бога для твари. Опять же, человек – не атеист, он знает, что согласно заповедям это действие – грех. Но он продолжает грешить с вызовом к Богу, де-факто становясь Его противником. В таком состоянии покаяние и любое раскаяние невозможно. А раз невозможно покаяние, то невозможно и «возвращение к Богу». Становится нереализуемым спасение и даже оправдание. Потому итогом будет вечная смерть.

Обратите внимание на выделения полужирным шрифтом в двух предыдущих абзацах:

  • Верит в Бога и сознательно его оскорбляет
  • Лжёт для оскорбления Бога
  • Желает поставить своё выше Божественного
  • Становится противником Бога

низвержениеПравда, смахивает на Сатану? Сатана есть дословно противник и отец лжи (дьявол), который хотел поставить свой престол выше всех сынов Божьих. Ты думал: «Взойду на небо, выше звезд Божьих поставлю престол свой. Воссяду на горе Со́нма, на вершине горы Цафо́н (Ис. 14:13). Сатана был низвергнут с Неба, поскольку не раскаялся. Вот и пал ты с небес, ты, звезда рассветная, сын зари! Разбился ты о землю, победитель народов! (Ис. 14:12) И ему предсказана смерть в огненном озере. То же ждет и тех, кто уподобится ему из другой твари, ангельской и человеческой.

Потому, как минимум, «грехи к смерти» – в уподоблении дьяволу, при пребывании в которых возможность покаяния отрезана преобладающей страстью гордости.

Непослушание

Но есть еще один аспект, который может расширить понятие «грехов к смерти». Например, человек из христианской общины совершает грех, или пребывает в нем (например, как случай инцеста, о котором упоминает Павел и требует изгнания такового из своей среды), и никакие увещевания любого уровня на него не действуют. И братья все сделали для спасения по слову Христа. 15 Если твой брат провинится перед тобой, ступай к нему и упрекни его с глазу на глаз. Если он тебя послушается, ты вернул себе брата. 16 А если не послушается, возьми с собой еще одного или двух человек, потому что „всякое дело должно разбираться при двух или трех свидетелях”. 17 Если и их не послушается, скажи общине. Если и общины не послушается, пусть он будет для тебя все равно что язычник или сборщик податей. (Мф. 18:15-17)

Человек упорствует не потому, что активно противостоит Богу, а отказывается видеть в этом грех, оправдывая его любовью, справедливостью или милостью. В этой ситуации он тоже как бы отсекает возможность покаяния, особенно если он получит мотив гордости (в обиде) за изгнание из общины. А именно так и призывал действовать Павел.

9 Я вам написал в письме, чтобы вы не общались с развратниками. 10 Но я не имел в виду людей этого мира — развратников, стяжателей, мошенников, идолопоклонников. Иначе вам пришлось бы покинуть этот мир! 11 А пишу я, чтобы вы не общались с теми, кто зовется братом, а сам развратник, стяжатель, идолопоклонник, клеветник, пьяница, мошенник. С такими даже не ешьте за одним столом! 12 Да и мое ли дело судить посторонних? Их будет судить Бог! 13 Но почему вы не судите своих? В Писании сказано: «Изгоните порочного человека из своего сообщества!» (1 Кор. 5:9-13)

В изгнании видится милость к грешнику, поскольку его будет судить Бог по закону совести, как язычника. К христианам требования гораздо выше из-за возможности спастись и не идти на Суд. Назвав себя христианином, если являешься реально гнилым деревом с гнилыми плодами, можно прийти к смерти вечной. Ведь Дух Божий может хулиться не только когда мы активно противимся Богу, но и когда, видя наши злые дела, при вывеске «христианин» поносится и наш Бог, а мы стали этому причиной. Я не настаиваю жёстко на таком расширении понятия «хула на Духа Святого», но оно может иметь место. Потому изгнание из среды христиан приводит к снижению стандартов, и возможности оправдания для грешников. Заодно у них пропадает потребность в лицемерии, что может способствовать их исправлению.

Впрочем, далее Павел отходит от императива Ветхого Завета в отношении грешников, давая такую, более мягкую рекомендацию. 14 А если кто‑то не послушается того, что мы пишем в этом письме, то берите его на заметку и не общайтесь с ним, пусть ему будет стыдно! 15 Но не обращайтесь с ним как с врагом, а увещевайте как брата! (2 Фес. 3:14-15) Хотя даже подобное отношение у людей гордых может вызвать активное противление и бунт, блокирующий покаяние.

Потому, я склоняюсь к тому, что корневой страстью «грехов к смерти» является гордость, проявляющаяся в непослушании Богу грех признать грехом. Эта страсть в состоянии заблокировать раскаяние в любом грехе.

Возможно, что под «грехом к смерти» может пониматься такой грех, который может привести к смерти тела без раскаяния, как в некоторых новозаветных описаниях. Например, в случае сожительствующего со своей снохой, Павел предлагает «отдать его Сатане – пусть погибнет его тело, но зато будет спасен дух в День Господа.» (1 Кор. 5:5). Т.е., речь идёт не о вечной смерти, а о наказании смертью тела на земле. Вероятно, что и без раскаяния.

Подобным выглядит случай с Ананием и Сапфирой, поскольку они умерли нераскаянными. Они не хулили Духа, но в перечне четырех дьявольских признаков (выше по тексту), можно найти и то, что относится к ним. Они поставили свой интерес выше Божьего, и солгали апостолам, которые на тот момент уже прославились чудотворениями, что говорило о присутствии Духа Божьего в них. Они понесли наказание за ложь не изгнанием, а сразу смертью, как и в случае, упомянутом Павлом.

Остаётся только гадать, какую смерть имел ввиду апостол Иоанн в «грехах к смерти»: смерть на земле за нежелание каяться в грехах, допускающих оправдание на Суде, или вечную смерть, за грехи противления Богу. А может и оба вида. В конце концов, нежелание раскаиваться из самооправдания – это тоже гордость и бунт твари, хотя и в пассивной не сатанинской форме.

Но раз Павел оставляет для таковых возможность оправдания духа на Суде, то молиться за таковых наверное смысл есть, хотя Иоанн говорит за грешащих к смерти не молиться.

Выводы

Таким образом, путём исключений, однозначно к «грехам к смерти» можно отнести только грехи гордости в противлении Богу в любых формах, включая «хулу на Духа».

Под вопросом остаются непослушание Богу в признании греха грехом при отсутствии потребности в раскаянии. Таковым может быть любой грех, не обязательно порождённый гордостью.

К «грехам к смерти» (тоже, под вопросом) можно отнести лицемерную нераскаянную жизнь христианина, которая даёт повод другим хулить Имя Божие.

 

А вы что думаете по этому предмету? Буду признателен за конструктивную критику.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Владимир
    Гость
    14:34 31.10.2015

    Я бы искал ответ в другой области,ведь спасение не зависит от наших дел,а только от благодати через веру(Еф2:1-9).поэтому проблема в пренебрежении благодатию и неверии.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    14:48 31.10.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Неверие – это не грех. Это не от нас вообще. А пренебрежение благодатью для верующего – это та же гордыня и самонадеяние. ИМХО


  3. Предупреждений - 0
    Михаил
    Гость
    10:16 07.03.2016

    Единственный грех к смерти это неверие Иисусу Христу.
    Вы сами пришли к этому выводу в ваших рассуждениях, только свой вывод вы не до конца сформулировали.
    Читаем ваши выводы.
    1.”Таким образом, путём исключений, однозначно к «грехам к смерти» можно отнести только грехи гордости в противлении Богу в любых формах, включая «хулу на Духа.”
    2. “отсутствии потребности в раскаянии.”

    Противление Богу, и отсутствие потребности в раскаянии свидетельствует о том, что человек не верит Иисусу Христу. Такой человек духовно мёртв.
    Отсутствие желания повиноваться Христу говорит о том, что человек не рожден с выше. Не рожденный свыше человек не нуждается ни в Боге ни и спасении, сюда же относится грех хулы на Духа Святого. Это и есть грех к смерти.
    Не возрожденный человек может быть нравственным, образованным, высокоинтеллектуальным, даже где-то добродетельным. С него могут брать пример окружающие – но конец его один: духовная и физическая смерть. Полная противоположность – разбойник на кресте. Христос сказал ему “ныне же будешь со мною в раю”.

    Вывод. Любой грех приводит верующего в Иисуса Христа к раскаянию (даже самый страшный грех, в человеческом понимании). Неверие Иисусу Христу приводит к смерти.

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:14 07.03.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Противление Богу может быть только в том случае, если он в Него верит. В противном случае – это не более чем противление религиозности со стороны атеиста. Обычная человеческая мировоззренческая негреховная позиция. А вот когда я уверен, что Иисус – Христос, и плюю на Его заповеди, и Его проклинаю, или проповедую против – вот это грех противления воле Творца и Его Сына. А неверие, само по себе, может быть грехом, если семя Духом было брошено, а человек не создавал условий для его прорастания и так и умер в этом состоянии.


  5. Предупреждений - 0
    Михаил
    Гость
    16:37 07.03.2016

    У вас не правильное понимание.
    Рожденный свыше человек не может противится Богу. Это аксиома. В жизни могут быть падения и они обязательно будут, но это не противление. Противится Богу может только одержимый нечистым духом человек.
    Богу важно не то, какой грех ты счовершил, а как ты раскаялся (не форма, а состояние сердца). Что же будем грешить и будем каяться… Нет. Бог видит сердце человека и с лукавыми Он поступает по их лукавству. Давид нагрешил столько, что достоин был ада. Но Бог любил его и прощал, и не потому, что Давид был какой-то особенный, просто Давид мог сокрушаться и раскаиваться. Согрешения Давида нельзя назвать противлением Богу. Просто в определенные моменты своей жизни, любя Бога всем сердцем, он шел на поводу у своей плоти.

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:04 07.03.2016 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Думаю, правильное. Вспомните о Сеятеле и зерне, упавшем на почву с терновником. Рождение свыше можно можно так втоптать в грязь, что “лучше было бы тому человеку и не родиться”. А по примеру Давида, конечно, согласен. Я не эти ситуации имел ввиду. 

    Я имел ввиду ситуацию “Лео Таксиля”, сатанистов, первосвященников, называющих чудеса Иисуса бесовскими, СИ, которые говорят, что все христианские деноминации, кроме них, идут в ад и т.п.

  7. Андрей
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Андрей
    Местный
    18:33 21.09.2019 / Мнений — 7 / Статей — 0 / Дата регистрации — 21.09.2019

    Иоанн вообще не писал здесь о грехе, приводящем к духовной смерти!!!Во-первых, выражение «к смерти» в Писании встречается ещё только один раз в Ин. 11:4, где Иисус говорит, что болезнь Лазаря приведёт не к смерти, а к славе Божьей. Что, в конечном итоге, и произошло. И уж конечно, Иисус не имел в виду духовную смерть.Во-вторых, если речь идёт о духовной смерти, то мы понимаем, что никто из людей не в состоянии «поставить верный диагноз» брату. Даже в случае отречения мы не можем сказать, согрешил ли наш брат подобно Иуде или же подобно Петру. А если мы не в состоянии точно и определённо сказать: «Вот — этот брат согрешил грехом к смерти!», — то мы и не можем выполнить повеления не молиться о таком. Грех к смерти должен быть ясным и понятным для всех, чтобы было точно известно молиться или не молиться о брате. Такую ясность можно иметь только в том случае, если согрешающий брат либо физически жив, либо физически мёртв. Если согрешающий ещё жив, то у него есть надежда, о нём можно молиться. А если согрешающий умер, то и молиться нет никакого смысла.В-третьих, идея о Божьем наказании верующих физической смертью неоднократно встречается в Писании. Это и случай с Ананией и Сапфирой (Деян. 5), и многочисленные случаи с коринфскими верующими, недостойно вкушавшими вечерю Господню: «…многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор. 11:30).Проблема заключается в том, греческое существительное hamartea, по-русски «грех», переводят три ветхозаветных еврейских термина, khattat, awon и peshah. Khattat понимается богословами, как непреднамеренное нарушение заповеди, совершенное в следствие незнания, по ошибке. Слово awon переводится на русский как «беззаконие», то есть состояние человека, сознательно нарушающего Божьи заповеди. Термин peshah означает открытое восстание против Бога, так называемый грех высоко поднятой руки. Иными словами, в Торе описаны три разные типа, и за некоторые из них не предусмотрена жертва. Однако, несмотря на то, что peshah является преступлением, за которое, согласно закона Торы, очень часто полагалось побиение камнями, Давид в Псалмах писал, что Бог по Своей милости готов простить даже и такое преступление. С другой стороны, если даже человек совершает грех по ошибке, но не раскаивается и не желает очиститься от него – это может иметь необратимые последствия. А потому, ни одно из еврейских слов, употребленных в Торе для обозначения греха не подходит для объяснения выражений «грех к смерти» и «грех не к смерти» встречающихся в 5-й главе 1-го послания Иоанна.Единственный аналог греческой фразы hamartia pros tanaton, переведенной в Русской Синодальной Библии, как «грех к смерти» существует не в Библейском иврите, а в раввинском иврите, сформировавшемся к первому веку, на котором написана Мишна. Кроме трех терминов, peshah, awon и peshah упомянутых в Торе и переводимых на греческий как hamartia, в иврите Мишны используется существительное khov. На русский его лучше всего перевести, как долженствование или обязательство. Согласно теологии раввинистического иудаизма, евреи взяли на себя обязанность исполнять заповеди. А если заповедь не исполнена, то еврей остается «должником» перед Богом.В этой связи, в раввинском иврите есть идиома khov lanefesh, которая переводится как «грех на всю жизнь». Иными словами, человек может совершить грех, последствия которого могут остаться с ним до самой его смерти. К примеру, некто страдал пьянством, и однажды в нетрезвом состоянии попал в аварию, в результате чего потерял ногу. Таким образом, его инвалидность стала последствием его греховного образа жизни. Позже он обратился и избавился от своего порока, стал искренним верующим. Бог его простил – это однозначно, однако от этого прощения бывший пьяница не приобрел потерянную ногу. А потому последствия греха его молодости будут с ним до конца жизни.В греческом языке предлог pros может переводиться как «к», так и «до». То есть греческое выражение hamartia pros tanaton следует переводить как «грех до смерти». Таким образом, Иоанн говорит не о грехе, который не имеет прощения или за который человек лишится вечной жизни, но о грехе, последствия которого, даже после раскаяния в нем, останутся с человеком до его смерти.

Sorry, the comment form is closed at this time.