Гибридное исповедание

24.06.2015 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

Очарование тем, где нас нет

Сейчас в моде все гибридное. Даже не знаю, какой смайл больше подойдёт к этой фразе, улыбающийся, или прискорбный. Гибридный захват Крыма российскими вежливыми марсианами, гибридная война России на Донбассе, гибридная помощь Запада Украине (нелетальное – продаем, летальное – нет), гибридные санкции против России (двигатели и газ покупаем, а остальное – нет). Я подумал, может в общем модном тренде соорудить принципы гибридной церковной традиции?

lutherУ Лютера было 95 тезисов протеста против индульгенций. Я решил сделать более комплексный вариант тезисов, включая туда не только критикуемое, но и одобряемое. И так сложилось на сегодня, что одобрения протестантизму и неопротестантизму будет больше, чем православию.

Я устал от «древнерусской» православной «тоски». Это видно всем моим знакомым. Некоторые думают, что я очарован протестантизмом, хотя это не так. Мне нравится протестантский концепт, но очень редко нравится (и то фрактально), реальное воплощение протестантизма в деноминациях.

Среди моих знакомых, стартовавших в вере в протестантизме (не у всех), просматривается очарование православием и/или католичеством. Оно им кажется более фундаментальным, чем тот опыт, который они приобрели в своих деноминациях. И с этим согласиться можно только отчасти. На мой взгляд, это только ощущение фундаментальности за счет консервирования древних форм поклонения. Это видимость фундаментальности, а не сама фундаментальность. Да и на православном фундаменте настроено столько человеческого, что Божье становится трудноразличимым. И это беда, не видимая при поверхностном рассмотрении тем, кто очарован последствиями фанатичного консерватизма. Ладно бы ещё консервировалось апостольское предание. Так нет же! 95% церковных «консервов» в православной кладовке – это человеческие наработки для функционирования системы, а не помощи Богу в спасении христиан.

Последние полгода на сайте «Экс-фарисей» я плотно работал над разработкой принципов Апостольской традиции по четырём направлениям:

  • Исповедание и поклонение
  • Спасение и оправдание
  • Культ и ритуал
  • Духовная практика

Написано почти 20 статей, по сути, авторское вероисповедание с новозаветной базы. Сейчас можно попытаться применить осмысленное к православию и протестантизму (в католичестве не силён), поскольку то, что кажется хорошим там, где нас нет, содержит в себе и то, что может совсем не понравиться при более тесном знакомстве.

Попробую устроить более тесное знакомство, будучи в теме, и пытаясь себя поставить на место очарованных Православием. Привлекательность протестантизма проанализирую по себе. По своему старому опыту и самому последнему, в рамках знакомства с неопротестантской общиной. Итог может быть интересным.

Чтобы сделать сравнение, имеет смысл рассмотреть привлекательные и непривлекательные стороны каждой конфессии. Так будет удобнее моим друзьям и френдам по соцсетям критиковать и дополнять видение. Поскольку характеризуя привлекательность православия, мне придётся строить догадки. Хотя, мой демарш в православие 19 лет назад, мне будет в помощь, как и симпатия к протестантизму на протяжении последнего года.

Ниже, – это набросок, который может быть дополнен друзьями и френдами на фб. Впереди – серьёзная работа по Современным формам церковности. И хотелось бы охватить всё и произвести рефлексию по максимуму. Так что дополнений жду с благодарностью.

Простота и примитивизм протестантизма

Привлекательность и «минусы» протестантизма и неопротестантизма:

(Обычный – привлекательность, курсив – «минусы»)

Исповедание и поклонение

  • Опора в исповедании на апостольское письменное предание, содержащееся в книгах Нового Завета. Дает базис стопроцентной авторитетности исходников для рефлексии апостольского предания и учения Христа в Евангелиях.
  • Возможность выбора привлекательного исповедания по ментальным и духовным наклонностям человека благодаря множественности деноминаций. Люди все разные. И – несовершенные, но каждый по своему. И любой может найти способ прославления Бога и поиск пути соединения с Ним, исходя из особенностей индивидуального несовершенства.
  • Реальная христоцентричность исповедания. Высшей ценностью и оправданием является вера в Христа и надежда на Святого Духа и любовь к Богу, без примесей почитания творения и системопоклонничества.
  • Не смотря на христоцентричность протестантизма, верность деноминации с подчёркиванием неверности вероучения у остальных течений, присутствует практически у всех, кроме некоторых экуменистических из них. Но в большинстве своём, степень разделенности протестантских деноминаций гораздо мягче, чем жёсткость межконфессиональных перегородок.
  • Линейность рецепции апостольского предания. Когда заповеди, оправданные 2000 лет назад, пытаются ввести в современные условия развития человеческих отношений. Это проявляется в том же неизменном перечне даров Духа (хотя одни дары могут исчезнуть, а появиться другие), в неравноправии мужчины и женщины, и вообще, не отклоняться от практики апостольских общин. Хотя условия бытия в 21 веке существенно отличаются от первого, и требуют здоровой рефлексии апостольского предания.
  • Абсолютизация Нового Завета, как источника для построения любого регламента для верующих. Доходит до маразмов, когда символы христианского исповедания подвергаются глумлению и осмеянию только потому, что о них прямо не сказано в Новом Завете. Хотя косвенно или почти прямо сказано много раз (символ крест). И, к моему удивлению, в наиболее уродливых формах это проявляется у Пятидесятников. И, чему я не удивляюсь, у  Свидетелей Иеговы.

Оправдание и спасение

  • Отсутствие аскетического перекоса в отношении инструментов оправдания и спасения. В основе спасения вера и покаяние, а не посты и аскетические подвиги.
  • Прямая апелляция к Святому Духу в деле строительства Церкви. Отсутствие Духа в человеке рассматривается как его бракованность, тогда как присутствие Духа в православных считается уделом единиц «святых», хотя святы все христиане, уверовавшие в Сына и раскаявшиеся в грехах.
  • В большинстве деноминаций, оправдание и спасение,- по принадлежности к «правильной» деноминации с «правильным крещением». Это проявляется в недопуске к причастию «чужих». Но форма достаточно мягкая у большинства.
  • Однобокость и примитивность трактования оправдания верой и исповедания во спасение. Часто, достаточно поверить, и ты уже поднимаешься по лестнице в Небо. Даже покаяние уходит на задний план. Базируется это на примитивном понимании природы греха и спускании грехов до уровня поступков, когда помыслы практически не учитываются.
  • Жесткость исповедания теории искупления, доставшегося “по наследству” от католичества. И если Христос умер за нас, то наши все грехи нам прощены.

Культ и ритуал

  • Практика апостольской формы церковности преимущественно в форме собраний, а не «богослужений». Хотя у самых старых протестантских течений остались богослужения, как это ни прискорбно.
  • Отказ от поклонения творению. Никому из протестантов не придёт в голову молиться: «Пресвятая Богородица, спаси нас» или «не имеем другой помощи, кроме как от тебя (имеется ввиду Богородица».
  • Отказ от почитания творения рук человеческих. Хотя некоторые почитают иконы, но их меньшинство. Почитать иконы – не грех, как считают многие неопротестанты. Это просто человеческая заповедь для слабых в вере.
  • Отказ от почитания останков человеческих («мощей»). Наиболее бессмысленное и душевредное почитание останков в свете посмертной роли тела в воскресении.
  • Непоследовательность многих деноминаций в готовности заимствовать «чисто человеческое» в культовой и ритуальной практике. Типа обязательного пения или даже танцев.
  • Избыточная концентрация внимания на проповеди при проведении собраний. Неоправданная продолжительность, их количество, и, нередко, низкое качество.
  • Второстепенность Воспоминания жертвы Христовой в сравнении с проповедью и другими делами общины. Единственная ритуальная заповедь Христа «Так творите в Моё воспоминание» исполняется не на каждом собрании, и этим ставится в подчинение пению, изучению Писания и бесконечных проповедей. Хотя все знают о жёстких словах Иисуса: «Говорю вам истинную правду: если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни.» (Ин. 6:53)

Духовная практика

  • Призыв к реальной практике искренности в вере и совместной молитве вне специальных богослужений и ритуальных молебнов. Практически у всех, к счастью, отсутствует понятие «вычитать молитву». Хотя в унификации некоторых построения молитв смысл присутствует.
  • Крещение с покаянием в сознательном возрасте. Когда присоединение к Церкви требует огромных усилий духа. И когда что-то приобретатется с большими усилиями, к нему совсем другое отношение и оценка.
  • Акцентирование внимания на реальной метанойе и избегании греха. Из-за отсутствия исповеди, после раскаяния присутствует настрой не грешить вообще. Православных же с 7 лет приучают к ритуальной периодической очистке. Потому протестанты ближе к заповедям апостола Иоанна, поскольку считают досягаемым всем желающим безгрешного состояния с помощью Духа, который даётся по вере, а не мощности аскетических подвигов.
  • Заточенность деятельности общины вовне под миссию и дела милосердия, поскольку в основе собрания община, а не приход. Приход нацелен на богослужение, а община на служения, на которые поставляет Дух, в том числе, и миссию, и дела милосердия.
  • Высокая активность в исполнении заповеди: «Пойдите и научите…»
  • Свобода общения, проповеди и отсутствие жёсткой структурированности общины у неопротестантов.
  • Отсутствие института духовничества и обязательной исповеди у большинства деноминаций.
  • Уравниловка духовного опыта. Менее и более опытные могут спонтанно молиться от имени общины, хотя несовершенная молитва может быть соблазном для более духовных. Так же и в проповеди.
  • Примитивное понимание общей молитвы. Когда общее понимается в совместном произнесении вслух. Это касается, и молитв, и песнопений.
  • Миссионерская активность часто связана с тщеславными мотивами привлечения (для оправдания), а для старейшин – с увеличением личных доходов.

Сложность и «человечность» православия

Привлекательность и «минусы» православия

Исповедание и поклонение

  • Проработанность Библейских истин в богословских проекциях и толкованиях.
  • Наличие глубокого философского осмысления богословских истин. На самом деле, это нужно для единиц из всех верующих.
  • Подробная проработка вероучения и исповедания.
  • Подтверждённая научными исследованиями и посмертным опытом людей антропология, позволяющая релевантно понимать образы воскресения Нового Завета.
  • Наиболее ясная и качественная трактовка греха, как повреждения (искажения) человеческой природы
  • Догматизация непознаваемого. В том числе, об устройстве Бога и воплощении Сына Божьего.
  • Большинство богословских исследований носит апологетический подтекст, защищающий чисто православное толкование, даже тогда, когда искусственность бросается в глаза.
  • Догматизация почитания икон. Это выбрасывает тех, кто не почитает, за пределы конфессии. Хотя почитать или не почитать иконы – личное дело христианина, знающего о поклонении Богу в Духе Истины.
  • Регламентация всех сторон жизни верующего. При этом, очень многие отклонения от правил и уставов могут клеймиться как ересь, хотя к учению Христову или апостольскому преданию не имеют никакого отношения.
  • Введение разделения между христианами на основе различий в вероучениях.
  • Богословие исключительно в античной системе координат. Это обуславливает нестыковку трактовок в греческой, латинской и еврейской традиции.
  • Введение в практику исповедания поклонения (почитания) творению (Богородице и святым). Хотя святы все христиане, уверовавшие во Христа и соединённым в Церковь Духом Святым. Это лишает православие христоцентричности исповедания.
  • Почитание останков святых на уровне реального поклонения. Расхожее православное выражение – «поклониться мощам».
  • Подмена понятием Православная церковь всей Церкви. Наделение квазицерковной системы свойствами Невесты Христовой, отказывая остальным в состоятельности и верности.
  • Постулирование непогрешимости православия. Это порождает системопоклонничество и готовность проявлять верность не Христу, а Православию.
  • Введение посредничества между человеком и Богом в виде святых, ангелов-хранителей, Архангелов и Богородицы.

Оправдание и спасение

  • Оправдание понимается более правильно, чем многими неопротестантами. В православии подчеркивается, что вера сама по себе ничего не значит, если она не подкреплена делами веры.
  • Ярко выраженное аскетическое толкование Священных текстов, когда за каждым отрывком видятся скорби и посты, и плохо различима радость.
  • Из-за аскетического перекоса в ортопраксии излишний упор делается на собственные усилия по очищению сердца от страстей, чтобы туда мог войти Дух Божий. Даже есть расхожее выражение у православных, когда видят усилия человека в личной аскезе, то говорят, что он «спасается». Хотя сам себя человек спасти не может. Он должен надеяться, что его спасёт Господь.
  • Не по катехизису, а в трактовках «святых отцов», оправдание через Суд и спасение без Суда часто подменяет одно другое и смешивается. Отсюда, и «спасение подвигами», и «спасение скорбями». Т.е., спасение без Духа и Христа, через Суд. Но это не спасение, а оправдание.
  • Акцентирование внимания на приоритете правильного вероучения над исполнением заповедей. Получается, что ошибка в исповедании перечеркивает личное благочестие.
  • Перевернутое толкование зависимости посещения Духа после очищения сердца от страстей. Тогда как именно Дух помогает очиститься от греха.

Культ и ритуал

  • Концентрация внимания на причастии. Апогеем всего суточного богослужебного круга является Евхаристия.
  • В знакомстве с православной литургикой протестанты ощущают приобщение к церковной истории многих веков, которой у них нет. Хотя умножение человеческих заповедей в той истории и сплошные межконфессиональные тёрки и споры, большой ценности не представляют.
  • Попытки дать объяснение, что и как происходит с вином и хлебом в освящении. Отсюда скатывание к языческому таинству и возрождения служения Богу.
  • Превращение Воспоминания служения Сына Божьего людям в служение людей Богу.
  • Выдумывание препятствий для участия в Евхаристии из-за ошибочной доктрины о ритуальном очищении перед «таинством». Для этого существует правило, которое в последнее время подвергается серьёзной корректировке, но всё равно сохраняется.
  • Формальность признания справедливости поклонения Богу на всяком месте (по разговору с самарянкой). Поскольку, по православному утверждению, Евхаристия возможна исключительно в храме, как и ветхозаветные жертвы евреев. Даже частицы, используемые вне храма, должны были быть освящены ранее в храме, как для Литургии Преждеосвящённых Даров.
  • Надуманность храмового богослужения и принесения бескровной жертвы. Наиболее вопиющее ветхозаветное заимствование, чтобы оправдать строительство храмов.
  • Введение в экклесиологию священства трех степеней по левитскому принципу, с облачениями и статусным иждивенчеством, священными предметами и сооружениями храмового типа (для жертвоприношения).
  • Выдумывание таинств по языческому принципу, включая те, которые не могут быть рефлексией из апостольского предания, типа миропомазания или брака
  • Выдумка благодати священства, которая автоматически даёт право духовного наставничества и таких форм пастырства, которые ломают свободу выбора верующего и его личную ответственность перед Богом.
  • Сакрализация древних языков в ущерб понимания совместных молитв и читаемого Писания
  • Сохранение бессмысленных форм церковности на богослужениях, которые технически утратили свои смыслы десятки и сотни лет назад (чтение Писания, возжжение свечей, песнопения и молитвы на догматическую тему на непонятном языке, хоровое пение, часто низкого качества, вводящего в соблазн).

Духовная практика

  • Дифференцированный и взвешенный подход в молитвенном обращении к Богу. Особенно это ценно в области совместной молитвы, когда такие молитвы продумываются заранее, и даже пишутся. Ибо совместная молитва очень часто – продукт ума. Предварительное написание очень важно для обучения молитве менее опытных, которые могут превращать молитву в панибратство с Богом или говорить так, чтобы их похвалили в общине, а не потому, что они так думают (т.е., молитва по тщеславию). Спонтанная и импровизированная молитва часто оказывается индивидуальной, где сердце задействуется максимально.
  • Попытки дать верующим практику непрестанной молитвы.
  • Подмена собрания христиан для молитвы, изучения Писания и Воспоминания жертвы богослужением. Ибо Бог «не нуждается в служении рук человеческих»
  • Нивелирование общинной активности в пользу приходской пассивности, особенно на монастырских приходах. Это произошло из-за введения практики богослужений вместо собраний.
  • Аскетический перегиб духовной практики христиан. Он привел к абсолютизации верности монашеского пути спасения и принуждению мирян к прямым и гибридным формам монашеского подвижничества.
  • Подмена покаяния исповедью. Обусловлено ошибочной доктриной самоочищения для Духа, а не исправления Духом.
  • Разрыв связи между покаянием и крещением, что привело к практике крещения младенцев и устранению подвига веры и покаяния в сознательном возрасте. В этой автоматической включенности в церковь с насаждаемой идеей непогрешимости православия видится ключевая проблема православия с переориентацией с покаяния на исповедь и снисходительности к своим духовным падениям.
  • Институционализированное фарисейство православной системы в реальной практике. Оно призывает исполнять в первую очередь то, что исполнимо, т.е., заповеди человеческие. Отстоять службу, поставить свечу, поцеловать икону, «вычитать» молитвенное правило, не поесть мяса и молока в определенные дни, перечислить совершённые проступки, без подвига веры и под гарантии православия причаститься гарантированной Крови и Тела Христова, – у каждого этого дела есть начало и конец, как любой человеческой заповеди. За выполнение их можно отчитаться и самооправдаться. А Божьи заповеди нужно исполнять всегда, каждую секунду своей жизни. Таким образом, исполняя человеческое, Божье можно нарушить (а потом исповедать), или вообще не исполнять, надеясь на оправдание делами, которые одобряются человеческим преданием.
  • Миссионерская деятельность – удел единиц. Приходы и монастырская братия и сёстры в этих делах почти не участвуют.

Гибридное христианство

А что если взять привлекательное в протестантизме и православии, и соединить?! Естественно, не математически складывая только привлекательное, поскольку может быть дублирование. Но, в целом, практически так. В результате мы получим гибридное христианство, которое сохранит лучшее из каждой конфессии. При этом, отмеченное курсивом, нужно держать в уме, чтобы не «вступить» в него незаметно для себя. Самое потрясающее, что написанное курсивом о православии нередко является привлекательным для протестантов, очарованных налётом древности как фундаментальности. А написанное курсивом у протестантов, может оказаться привлекательным для бывших православных. И это прискорбно. Если это действительно проявляется, то есть угроза банального межконфессионального перехода, смены декораций, а не расширения сознания до поиска апостольской традиции.  Таких переходов предостаточно, и о них немало пишут. Но это замена шила на мыло.

Протестантам становиться православными, а православным – протестантами, нет смысла, лучше расширить сознание до интерденоминационного экуменистического мировоззрения. Оно предполагает готовность увидеть верных в любой конфессии или деноминации христианства. Т.о., создавая экуменистическую общину, нет смысла повторять чужие ошибки. Потому, взяв только лучшее, получим то, что каждый ищущий христианства в конкретной деноминации хотел бы духовно практиковать, отказавшись от того, что вызвало усталость.

Кто-то называет такой гибрид евангельским православием, кто-то – апостольским, некоторые (типа меня год назад) называют это православным протестом. Сегодня я называю такой гибрид попыткой рефлексией апостольской традиции, движение к центризму в христианстве, к серединному царскому пути. Но только попыткой.

Серьёзнейшая проблема для анализа состоит в том, что протестантизм возник не на базе апостольской традиции и позаимствовал от католичества и православия много того, что противоречит апостольскому преданию. Т.е., нельзя просто взять лучшее и соединить, нельзя смотреть на конфессии как на независимые во всём исповедания. Да и сам протестантизм и даже православие имеют деноминационную структуру, которая не позволяет делать простое сравнение. У одних протестантов есть священники, храмы и богослужения, а у других – нет. Одни крестят только во взрослом возрасте, а другие – когда угодно. Потому придётся, насколько возможно, обобщать из моих представлений. Но цель понятна. Когда я буду готов сформулировать кратко принципы апостольской традиции, у меня будет уже заготовка гибридного христианства. Из этого смогут родиться оправданные современные формы церковности, а не линейный копипейст апостольского предания в виде формулы «молитва – чтение Писания – проповедь – Воспоминание – проповедь», с добавкой самописных песенок. Современная община на встречах должна искать не просто инструменты духовной занятости. Иначе может оказаться что встречи проводятся ради… встреч. Современные средства позволяют в общине быть постоянно, а на реальных встречах совершать то, что невозможно реализовать перманентно и удалённо.

Обсуждение

  1. Айдар Шарифьянов
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Айдар Шарифьянов
    Местный
    11:19 26.06.2015 / Мнений — 2 / Статей — 0 / Дата регистрации — 18.06.2015

    Вячеслав, статья претендует на обобщение вашей работы на этом сайте за последние пол года. Поэтому, на мой взгляд, было бы удобнее разместить в каждом пункте ссылки на соответствующие статьи, в которых раскрываются и обосновываются ваши тезисы.

    Конечно, было бы здорово еще привлечь опыт католичества… С католического ракурса может еще что-нибудь «привлекательное» вылезти, чего лишены православие и протестантизм. Найти-бы вам единомышленника-католика!

    По моему, в целом попытка удачная.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    12:18 26.06.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Я подумаю над вашим предложением. 🙂 Я еще месяц назад хотел написать концепт по Апостольской традиции и расписать ссылки с комментариями. До всего руки не доходят. Но теперь понял, что это к лучшему, поскольку данная статья – промежуточный вариант. Когда напишу ее целевое продолжение, тогда поработаю и со ссылками. И перекрестными ссылками будут оформлены все статьи по предмету за последние пол года. Пока до ощущения целостности не хватает пару работ.

  3. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    00:39 01.07.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    Вячеслав, я вполне понимаю Ваших знакомых, видящих большую глубину в Православии, нежели в большинстве протестантских течений. Она там есть. Это не только “видимость”. Само стремление все учесть и разложить по своим полочкам, рационально выверить и взвесить – это уже очень западное стремление. Такой подход не учитывает то, что не на уровне рациональном находится, а куда глубже на уровне архаики, далеко не всегда христианской, но не всегда и антихристианской. Сам разум человеческий несмотря на его притязания на полное господство далеко не так универсален, поэтому то и православная традиция не спешит ему доверять. Я тоже рационалист в большой степени, но я понимаю, что есть глубина и не выверяемая разумом, а некое сердечное измерение, ощутительно-чувствительное, поэтическо-мифологическое, да и символически-мистериальное, тоже есть. Вам это м.б. все не близко, даже и не понятно, не отсюда ли стремление все это обесценить и свести к видимости и мнительности? Фундаментальность восточной Традиции во многом основана и на иудейской обрядовости, и на языческих интуициях о природе и человеке. Христианство – это вообще, имхо, некий синтез иудейской и языческой (народной) религиозности. Стремление к рационализации в религиозной сфере это всегда борьба с ветряными мельницами, имхо. Куда больший шаг по пути рационализации, нежели протестатизм, дает светский гуманизм. Вектор тот же, но мера другая. Католичество само по сравнению с православием – тоже философический рационализм, можно вспомнить тут споры Варлаама и Паламы. 

  4. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    13:08 01.07.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не сказал бы я что склонен исключительно к рациональному осмыслению. Иначе я не был бы экуменистом, а стал бы чистым протестантом. Я склонен к дискурсу в области экклесиологии и сотериологии, но «мука» моего стремления в Царство должна быть чистой, если просить Дух о закваске. А православная «мука» местами подпрела фарисейством, в ней завелись «кузьки» язычества, встречаются «комки» залёжанности в виде ригоризма и фанатизма на почве ультраконсерватизма. Такую муку «Закваска» не сквасит. Может только отдельные ее фракции. Я же работаю над чистотой своих «трех мер». И то, что вы называете фундаментальностью восточной традиции («основана и на иудейской обрядовости, и на языческих интуициях о природе и человеке. Христианство — это вообще, имхо, некий синтез иудейской и языческой (народной) религиозности»), для меня это просто допустимая форма христианства для тех, кто не понял, что Истина нас делает свободными от всего этого. Мне лично это не нужно. И некоторым моим читателям. Мне больше по душе формат поклонения «в Духе Истины», а не в православной допотопной обрядовости. И я предупреждаю очарованных православием, чтобы они не восприняли гибрид язычества, еврейской обрядовости и фарисейского христианства за фундаментальность и глубину исторического христианства.

  5. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    19:39 01.07.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    Вячеслав, я же не перетягиваю Вас в тот формат, который предлагает ПЦ. Я не очень понял, что и как должно закваситься в человеке. Про муку с недостатками понятно, но что за этим стоит внутри – мало понятно. При этом общий мой тезис Вашим ответом скорее подтверждается. Вы снова стараетесь рационально ответить на мои рациональные доводы. Но это только уводит нас от сути того, о чем я пытался написать. Рациональность это хорошо, это качество разума в общем-то прикладное, но полезное, когда оно служит уму и сердцу, а не брюху и корысти (это я не к Вам, а в целом :). Рационализм – функция сознания, если угодно. Но есть и сфера бессознательного, часто весьма “увесистая” и значимая в поведении людей. Любая религия, имхо, имеет дело сразу с этими двумя сферами. Хотя есть и различия. Так, традиционно делят разные культы на аполонические и дионисийские. Понятно, что вторые ориентированы более на переживание трансперсональной экстатики, а первые на просвещение разума Светом Истины. Но даже эти аполонические, в нормальном случае не игнорируют сферу бессознательного, а пытаются ее просветить и преобразить светом разума. Потому, что игнорирование и цензура ведет к невротическому расстройству и психозам. Так, например, даже в средние века христианство не смогло совершенно вытеснить в Европе карнавалы и праздники плодородия – вполне языческие, по своей сути. Именно потому, что тотальная цензура приводила к взрывам негодования и распространению еретических протестных движений. В этом смысле задача христианства, как наиболее солярной, аполонической религии не игнорировать, не вытеснять, а просвещать и преображать эти стихийные формы народной (языческой) религиозности. Иначе получется двоеверие схизофрения, “глазами в облака, да в трясину ногой”. Это задача совсем не простая и далеко не тривиальная. Религиозные мыслители еще только подошли к ее осмыслению, на мой взгляд. Работы по Софиологии Булгакова и эстектики культуры у Лосева и тому подобные намечают некоторый вектор. Христианство призвано освящать мiр, преобразуя его и возводя к его Всевышнему Истоку, к его Творцу. Красота, удивление, восхищение – ничуть не менее важны тут, чем краткие исповедальные формы. ПЦ увязла в своей архаике и недомыслии, с этим трудно не согласиться. Но и протестантизм, есть ощущение, что чсто выплескивает с водой и младенца (Христа). отказывая в значимости и подлинности целым пластам человеческой жизни, выводя их за рамки духовного делания. Троица Рублева для них значит не более, чем идол из дерева и красок, а то, что эта Троица привела ко Христу и в Церковь столько людей, сколько не смогли привести все их прямолинейные интервенции, это для них недостоверно. Я сейчас не хочу подробно останавливаться на срезе достоинств и недостатков обоих традиций, это особая задача. Тут я только хотел предложить внимательнее взглянуть на роль и значение сферы внерационального в духовной Традиции.

  6. Konstantin V Art
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Местный
    19:46 01.07.2015 / Мнений — 36 / Статей — 1 / Дата регистрации — 06.12.2014

    И еще хотел напомнить о том, что в определенных направлениях индуизма весь производимый некогда ритуал, свернулся в умозрительную медитацию на тему жертвоприношения. Это, как бы, предельное такое одухотворение умозрительное. В самом деле ведь, зачем множество лишних телодвижений, когда можно внутри головы своея произвести все то же, но символически, сосредоточившись на переживании смыслов, а не на внешних действиях. Это я просто вспомнил, как пример, удаления и сворачивания излишней обрядовости. В том смысле, что вопрос излишеств, решается каждый раз по разному и в пределе именно так.

Sorry, the comment form is closed at this time.