Гендерные «пороги» женского учительства

28.07.2016 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

gen3Прежде чем перейти к практике вопроса о женском учительстве, надо рассмотреть объективные гендерные различия в собирательных образах женщины и мужчины, среднестатистически, в стране, без явно выраженной дискриминации женщин (типа арабских стран). Славянские страны, и, особенно Украина, стремящаяся в Европу, и готовая воспринять европейские ценности гендерного равноправия, вполне подойдут для произведения выводов по текущему моменту и с учётом ретроспективы.

Я хотел в этой промежуточной работе (исходная работа – Учительское служение женщины: Теория) рассмотреть те женские качества и социальные роли, которые могут мешать духовному учительству и наставничеству, либо переводить его в иную плоскость, которая лежит ближе к психологии и борьбе со своими греховными наклонностями, а не в плоскости построения своих отношений с Богом.

2,5 года назад я написал весьма удачную статью «Почему женская религиозность такая…» Сейчас, самое важное я оттуда использую в сегодняшней статье, но предметно привяжу именно к женскому учительству.

Итак, почему женского духовного учительства будет все равно не много, даже если директивно ввести гендерное равноправие перед кафедрой в Церковь.

Социальные роли

Социальные роли женщины обусловлены культурными, религиозными и традиционными факторами. Они различны в разных странах. В самых развитых цивилизованных странах разница между мужскими и женскими ролями начинает стираться, но даже в Швеции, по характеру борьбы за функциональное гендерное равенство, видно, что изначально и традиционно, женщина, как непосредственно рождающая ребенка, воспринимается как человек в семье, на ком лежать преимущественные обязанности по уходу и воспитанию ребёнка. Физически это проявляется в кормлении грудью, с которым связывают более тесные связи ребенка с материю, нежели с отцом.

Дети отвлекают на себя очень много времени как раз в том возрасте и мужчин и женщин, когда молодые люди максимально физиологически готовы к развитию. Если детей несколько, то это отбирает у женщин то время, когда они могли бы максимально развиться, при наличии талантов и способностей. Эта роль, матери и воспитателя детей, достаточно объективна, обусловленная физиологически, и традиционно закрепляется за женщинами на всей планете. Воспитание же детей накладывает на женщин целый ряд гендерных свойств, которые обуславливают лёгкость эмоционального контакта, и проблемность – ментального, особенно сложного и глубоко структурированного.

Огромное отвлечение времени женщины на детей привело к тому, что сопутствующая домашняя работа воспринимается как женская. Особенно это ярко проявляется в христианских странах, где женщина рассматривается как «подчинённый помощник» мужчине, согласно «проклятию Евы». И женщины сами с этим соглашаются. Хотя в цивилизованных странах традиционно женские работы сегодня можно смело пометить ярлыком «унисекс». Но в менее развитых странах, в среднем, мужчина по-прежнему воспринимается как добытчик, а женщина – как тыл и помощник. Соответственно, это приводит к такой загруженности женщин, что даже имея талант к учительству, они не в состоянии его реализовать. Талант – талантом, но чтобы учить, что-то и знать нужно. И на «знать» – нет времени.

(Я сейчас не говорю о дарах Духа. Если есть дар и наставления от Христа в Духе, то человеческие знания не нужны.)

Так или иначе, занятость и специфический круг проблем и обязанностей, как бы отодвигают женщину от самой потенциальной возможности быть учителем согласно врождённому таланту, пока они не достигли зрелого возраст, и на них не «повешены» внуки. А вот в зрелом возрасте, и при живом интересе к вере, женщина в состоянии быстро всё наверстать. Особенно, имея богатый опыт «общения сердцем» с детьми и мужем.

Но есть и другие «тормоза» учительства у женщин, которые могут стать на пути, даже при наличии свободного времени.

Стратегия и тактика

Иногда я задаюсь вопросом. А не потому ли так мало женщин преподавателей философии, права, политологии, богословия, что культура и традиция их задвигала на задний план, так распределяя социальные роли, что женщина просто не смогла бы достичь учительского уровня? Выдающихся женщин-философов я вообще не знаю, даже в странах, где женщины давно не дискриминируются. С другой стороны, язычество не особо ограничивало женщин, но женщины все равно редко выдвигались в учителя. Даже Гипатия была женщиной-исследователем, но не учителем философии.

Мне кажется, это связано с тем, что женщины прекрасно ориентируются в тактике действий, и могут в этом превзойти мужчин. Но в стратегии женщины всегда проигрывают. Это объективные различия полов, которые не унижают женщин, и не возвышают мужчин. Они просто свидетельствуют об инаковости полов. Стратегичность мышления оказывается важнейшим его свойством и инструментом глобализации охвата предметов осмысления. И именно это свойство важно для того, чтобы учить развитию с дальними целями.

Учить текущим раскладам и реагированию на внутренние и внешние сигналы тоже нужно. Потому женщины бывают очень хорошими психологами, умеющими вскрывать истинные сердечные порывы даже у мужчин. Они легко вскрывают ложь и лукавство, реальные, а не мнимые мотивы поступков, что, как качество, весьма полезно в духовном наставлении. Потому,  в своём сегменте духовных проблем женщины могут даже превзойти мужчин.

Но со стратегией у большинства женщин – проблемы. Потому и так мало женщин – выдающихся том-менеджеров. С учётом сложившейся практики ведения войн преимущественно мужчинами, я читал в стратегиях выживания (когда началась российская агрессия и, я потенциально был готов уйти в партизаны при глобализации агрессии на всю Украину), что когда нужно семье принять решение в условиях войны, на грани выживания, то даже если мужчина по жизни был подкаблучником, лучше, в стратегическом решении, даже властной женщине послушать мужа.

Причин несколько, но самые главные заключаются именно в стратегичности мужского мышления, в генах охотника (который не только охотится, но и имеет базовые навыки защиты от противодействия врагов), ну и, наконец, поскольку враги – преимущественно мужчины, то другой мужчина их легче просчитает, поскольку мыслит аналогично. Женщины изворотливы в тактике, но мыслят иначе, и проиграют почти всегда, поскольку тупо нарвутся на мужскую логику, к тому же преобладающего и циничного противника. Другое дело, если муж женой полностью отучен принимать решения, то это будет проблемой всего семейства. И связано это может быть с «синдромом Евы»…

…женским грехом властолюбия

Вначале, хочу сделать интересную ремарку, которую взял у Андрея Кураева из его книги «Церковь в мире людей». Она касается некоторых женских проявлений, которые, если диагностируются окружающими, или даже самокритичной женщиной, то лучше ей не учить, пока она в себе это не преодолеет. И, как вы уже поняли из названия подраздела, речь пойдёт о грехе властолюбия, который проявился непосредственно в старте падения, ведь плод был не только приятен на вид и вкус, но и «давал знание». И Ева решила вкусить «знаний» первой.

Вот интересная трактовка выдающегося христианина прошлого, Ефрема Сириянина (жившего в IV веке). Он обращает внимание на то, что, когда человек совершает очень серьезный грех, он ощущает приступ радости: “Надо же: я смог! я переступил! я не такой, как прочие”. Приходит леденящая эйфория: когда человек падает, первые секунды своего падения он воспринимает с восторгом… Ужас приходит потом.

Когда Ева преступила заповедь, она как раз почувствовала эту эйфорию, она почувствовала себя богиней. И вот тогда она идет к Адаму, чтобы показать ему свое новое качество: «Вот, видишь, я начинала свой славный жизненный путь всего лишь в качестве твоего ребрышка, а сейчас я – богиня. Я возвращаюсь к тебе, чтобы научить тебя жить». Ева ощущает себя богиней, и идет показать свое новое достоинство мужу: «Я теперь стою на этой сцене!». Жена идет к мужу, «надеясь, что уже божеством вернется к тому, от кого произошла человеком». В женщине пробуждается жажда власти и господства.

Именно этот грех, грех переломанных межчеловеческих отношений, и врачует Бог… Бог не наказывает за преступление, а врачует, исцеляет появившуюся болезнь. Бог не дает бессмысленных наказаний. Вспомним, что слово наказание несет двоякий смысл: наказание как некая дисциплинарная акция, и наказание как наказ, вразумление. Наказуя, Господь вразумляет. Он дает лекарство. Не мстит, но лечит.

Если мы стоим в аптеке, где люди выписывают различные лекарства, то по тому, что они покупают, мы можем понять, что у них болит. Так же и здесь: Господь прописывает лекарство, которое врачует отношения между мужем и женой. Но: если именно сюда прилагается лекарство – значит, именно тут и произошел перелом. Значит, именно межчеловеческие отношения надо врачевать. В них вторглись отношения власти и властной похоти. Господь этот надлом выправляет в другую сторону. Раз жажда господства впервые появилась именно в женщине, то теперь жена ставится в отношение послушания к мужчине. В глазах Бога вообще нередко те, кто ставят себя первыми, становятся последними, а последние могут стать первыми.

В этом, лично я, вижу ключевой момент различий между новой тварью и ветхой. Если в женщине есть стремление к власти в семье, и даже в общине, значит она ветхая. Причём, именно к власти, а не к развитию в процессе учительства, когда хочется сказать «слушай меня!», а не «я бы поступила так по такой причине».

Если же жена, обладая даже бОльшей природной мудростью и рассудительностью, чем муж, не пытается властвовать над мужем, стараясь его незаметно научить, а не тупо подчинить, то разве такая женщина не в состоянии учить собрание?

Мне скажут:

– А разве такие женщины бывают?

Я скажу:

– Эх, бывают. Да я уверен, что христианские жёны, как новые творения, именно таковы. Вот спросите, они вам скажут!

А мне ответят, как в своё время говорил Тарапунька Штепселю:

– Вони то скажуть… Ти у їх мужей спроси))).

Если муж констатирует, что жена одержима навязчивым учительством и властными наставлениями, то это «синдром Евы», и если женщина – христианка, то лучше ей отказаться от учительства вообще. Чтобы уврачевать то, что врачевал Сам Бог.

Но дело не только во властолюбии, которое может питаться видимой самой женщине своей бОльшей рассудительностью в тактических вопросах жизни семьи по сравнению со своим мужем. Есть и другие, объективные свойства женского пола, которые мешают женщине учительствовать.

Доверчивость и некритичность

Легковерность и впечатлительность женщин, а также их готовность к ретрансляции без проверки, легко продемонстрировать на примере православия, которое я знаю намного лучше других деноминаций. Эти свойства является производной от особенностей женского начала.

Войдя в храм и получив инструкцию по поводу географии подсвечников и количества поклонов, она готова во всё это поверить, и ретранслировать «бабские басни» без проверки на здравый смысл  всем интересующимся, и всем близким людям с авторитетным апломбом. Мужчины тоже могут быть легковерными, но они менее впечатлительны и менее падки на женский инструктаж. И это их спасает от сильных шараханий в религиозном поиске и идентификации.

Кстати, у женщин есть свойство выдавать собственные духовные переживания за истину в последней инстанции, а способ их получения за пример для подражания остальным. Излишняя доверчивость приводит к тому, что простая истеричность или гиперчувственность приобретает налёт духовности, а иногда (в случаях некоторых католических женщин-святых) выдаётся за высший духовный опыт. Крайними последствиями наделения любых духовных экспериментов высшей ценностью, является  опыт общения с демонами с абсолютным доверием всему, что бы они не говорили, даже если это откровенная чушь.

Потому, ещё в Православии, мой совет был таким: прежде чем мужчине послушать женщину в храме, лучше почитать книги и статьи в интернете, и принять своё решение. Ведь мужская и женская религиозность разная. Такие предупреждения мужчинам давал не потому, что считал женщин глупыми и неспособными к глубокой духовности (пример Марии Египетской всегда передо мною). Просто женщины более мужчин склонны ретранслировать чужой опыт, а иногда и откровенный бред, навязывая его окружающим как стандарт поведения или исповедания. А причина – впечатлительность, доверчивость и некритичность, если произошла эмоциональная привязка авторитетности.

Судя по всему, в протестантизме та же проблема. Женщина редко усомнится в содержании проповеди, и будет доверять пастору или проповеднику, даже если тот будет говорить ошибочные вещи. Преимущественно только мужчины, слушая проповедника в собрании, готовы взвешивать и даже усомниться в истинности сказанного. Ибо недоверчивы, и змей, видимо, Адама не смог соблазнить.

Кстати, доверчивость, некритичность и нежелание стратегически оценить последствия, привели Еву к лёгкому соблазнению Драконом. И наши женщины – этот наследные дочери Евы, в своём большинстве, пока не станут «новой тварью».

Склонность к чётким ориентирам и запретам

Женщине нужны запреты и «пограничные столбы». Хотя женщину и тянет властвовать, но лучше у неё получается исполнять. И чем больше нужно исполнять, тем больше в этом видится пользы от такой религии. Возлюби Бога и ближнего как самого себя – это слишком просто, свободно и не совсем понято для женщины. Любить мужа, и особенно детей, гораздо ближе и понятнее. Здесь вся женщина, если она не озабочена работой и карьерой (впрочем, озабоченная карьерой женщина, воспринимается не совсем как женщина).

Средней женщине для ощущения включенности в религию просто таки необходимы запреты (слава Богу, это не о моей жене). Причем, часто, женщины, услышав один запрет, преподносят его другим уже с ужесточением, и даже сами готовы с этой добавкой исполнять. Многие женщины без запретов и ограничения свободы не представляют религию вовсе. Нередкий вопрос, с чего начинается знакомство с конфессией: «А чего у вас нельзя?»

Примеров о любви к запретам – море. Самый яркий пример Евы: вместо запрета Бога «не ешьте», она выдаёт дьяволу «не ешьте и не прикасайтесь». А дальше… просто море бреда. Вообще, тема «не прикасаться» у православных женщин особенная. Не прикасаться к иконам во время месячных, не целовать их, даже вообще не ходить в храм, а причаститься – это ваще страшный грех, достойный геенны. О запретах по храмовому дресс-коду я напишу ниже.

«Гениальные» запреты раздавали матушки нашего Покровского монастыря: не покупать товары с надписью «медиум» (средний), например, зубная щётка средней жёсткости. Некоторые, из-за запрета матушек, по сей день не пользуются мобильными телефонами, хотя у игуменьи и некоторых монахинь они имеются. Кушать надо оказывается деревянными ложками и вилками (!). Компьютер – источник скверны. Банковские карточки – само воплощение скверны.

Им то что, в монастыре-то. А люди мучаются, не берут ИН, отказываются от зарплатных карточек, и при этом глубоко уверены, что этот маразм, производный от «бабских басен», их приближает к Богу. Справедливости ради нужно сказать, что встречаются и мужчины, которые так же плодят эти глупости, хотя это явление более редкое, и в православии производное от тотальной женской религиозности в начале возрождения веры после советского режима.

Самое худшее, когда это не бред о мобильных телефонах или банковских карточках, а когда это искажение заповеди или церковного постановления. Если их исказить в сторону ужесточения и обязать исполнять, можно вызвать отвращение не только к правилу, но и к религии в целом. Пару примеров можно найти даже среди знакомых моих знакомых, к сожалению. Связаны оба случая с жестокой постной дисциплиной, установленной православными мамами своим детям.

Прискорбно наблюдать, когда женщины не видят своей вины в этом, нарекают на детей и продолжают в том же духе. Потому мужчинам КАТЕГОРИЧЕСКИ противопоказано не разобравшись применять любые запреты в области веры и культа, которые исходят из уст женщины. Тем более женщины, настойчиво, и даже навязчиво, претендующей на духовное руководство.

Лично я, зная об этом, всегда дал бы женщине слово и кафедру, но очень внимательно слушал бы, что она и как говорит. И если это укладывается в понятие инструктажа, ограничений и запретов, а не советования, то я сразу бы понял, что передо мной не учитель. Причём, совершенно неважно какой у него пол. Строить религию на запретах, инструкциях и заборах от ересей, «прекрасно» могут и мужчины. Просто у женщин это чаще проявляется.

Женская жёсткость и склонность к инструктивности

И опять начну с классной Кураевской иллюстрации. Она хоть и касается православия, но проявляется не только там. Пример – с меня. И члены нашей общины всё сразу узнают.))) А сейчас по предмету подраздела наблюдения Кураева

В женской религиозности есть какая-то парадоксальность. Есть такая странная церковная алхимия. Берем два компонента: первый — Православие, второй — женщина. Каждый из этих компонентов сам по себе теплый, пушистый, хороший. Теперь сливаем их в одну колбочку. Что получаем? Православие + женщина = приходская ведьма. (ведьма не как колдунья, а как все ведающая, знающая точно) Далеко не всегда, конечно, но все же слишком часто, чтобы этого не замечать. (Говорю это, памятуя о том, что когда-то Златоусту пришлось поплатиться за подобные слова. Он сказал их, правда, не о прихожанках, а о священнослужителях: «Алтарь Церкви полон фуриями». На суде эти его слова стали потом одним из доводов обвинения.)

А вот мнение из источника, который я считаю более чем сомнительным, но зато для моих из-церковных критиков он авторитетен: «Забыв, а может и не зная, наставление “жена да не отверзает уст своих”, женщины будут пытаться учить в храмах. Ева уже попробовала наставить Адама, только что из этого вышло? Так и теперь будет. Сами не войдут и другим мешать станут. Ты остереги молодых, матушка, остереги!

Хуже нет, как эти православные ведьмы в храме. Что только не выдумают, что только не попридумывают! Мню, все выкрутасы их – на приход антихристов. Закрыв истину лавиной всякой глупой обрядности, проще его ждать воцарения. Понимания нет, трепета – нет, только стань, повернись, поклончик… нынешний человек есть земля иссохшая, жаждущая воды живой, слова Божия. А так получается, что слышит он не слова жизни, а черный бред храмовых старух. Уж они-то научат! Эти “сестры” такого напридумывают, что целые труды богословские понадобятся для развенчивания их «учений». Ты-то уж это знаешь.

Вот спрашивают не так давно: «Правда ли, что после причастия надо бежать домой, и только после прихода в дом можно идти в магазин и т.п.? А иначе, говорят, всю благодать теряешь». Вот ответь, отче, на эту несусветицу! Басня, околесица прямо, но чтобы развенчать ее, нужен труд страниц на тысячу. Благодать Причастия Христу теряется от захода в лавку за хлебом! Каково?! И верят же им, верят. А то еще пуще – дал святой воды просящему – благодать потерял, отдал часть ветвей ивы в Неделю ваий – заболеешь. Стоял в храме, но не дождался целования креста – в храме не был. И вновь же повторюсь – верят им, верят. Проще следовать диким басням тех, кто татями стал в храме, присвоив себе право учить, а не следовать учениям Христовым» (Беседы и наставления старца Антония 4 (Письма)

Удивительно, но факт: почему-то женская религиозность более жестока, нежели религиозность мужская.

Вроде бы с именем женщины связаны тепло и ласка, мягкость и заботливость. Но слишком часто приходится замечать, что женская религиозность бывает гораздо более ригористической, жесткой и даже жестокой, чем религиозность мужская. У многих женщин России есть опыт изгнания из храма. Как точно написала об этом опыте публицистка рериховского лагеря Т. Книжник – нередко наши прихожане «реагируют на длину юбки, рукава рубашки и отсутствие платка на голове с чуткостью и непреклонностью, достойной самого исправного турникета в метро». Но – кто же именно работает «турникетом» в наших храмах? Священники ли, бородатые прихожане, или, напротив, «босолицые» благочестивые юноши контролируют «форму одежды» заходящих женщин? Да нет – свои же товарищи по полу. Знаменитые наши «бабушки»… И даже проповеди священников, призывающие их воздержаться от такого самочиния, зачастую не помогают.

Посмотрите, как разнится поведение мужчины и женщины в храме (при условии, что у обоих еще нет опыта церковной жизни).

Мужчина, впервые зашедший в храм, ведет себя как охотник в лесной чаще. Он опасливо и внимательно озирается по сторонам. Но он опытен, он еще и не в таких переделках бывал. Поэтому он во всем разберется сам, он сам решит, куда какие свечки втыкать, и не стоит лезть ему под руку с советами…

Женщина же, впервые заходящая в храм, напротив, открыта к советам. Она только обрадуется, если кто-то подойдет к ней и объяснит. И вот она получает первые наставления: у этой иконы свечку за пять рублей, у этой – за десять, здесь поцелуй, здесь один поклон, а вот тут – три…

Но человек склонен ситуации своего первого вхождения в новый для него опыт воспроизводить вновь и вновь. И если женщина на заре своего воцерковления получила инструкцию, то и потом в течение десятилетий эти обретенные ею «тайные знания» она будет транслировать все новым и новым захожанкам. Может быть, поэтому женская религиозность бывает более «инструктивной» и жесткой.

И то, что первый поступок женщины на земле, согласно Библии, это ужесточение запрета, вряд ли случайно. Женская религиозность ищет запреты, с радостью их принимает и транслирует. Бог сказал просто – «Не вкушайте!» А женщина, добавила: «Не прикасайтесь». Эта странная склонность к усилению запретов чаще всего проявляется именно в женщинах, или в мужчинах, которые в церкви первичное наставление получили от женщин. Потому путь таких мужчин оказывается «кружным», а не прямым. И так часто в нашей церковной жизни: излишне жесткие и необъясненные запреты приводят наших взрослеющих детей к итоговому разочарованию в фундаментальных и обоснованных истинах Евангелия. Боюсь, что женское священство стало бы не более добрым, а более жестким.

И эта жёсткость и инструктивность может проявляться не только в православии, а и в протестантизме или католичестве, когда новозаветные нормы и просто рекомендации возводятся в закон с запасом, чтобы «точно не согрешить». Таковы соображения по тому же алкоголю Елены Уайт, которые сублимированы в свои учения некоторыми неопротестантскими направлениями, но которые к евангельскому учению и практике Христа и апостолов не имеют никакого отношения.

Живые примеры из православия у меня перед глазами, где я больше всего знаю. Когда некоторые женщины приставали к прихожанам со своими наставлениями (очень разными по качеству и содержанию), когда их никто об этом не просил. Но это встречается и в протестантизме. И даже было в нашей общине.)))

Есть у нас одна пожилая женщина, которая наперекор увещеванию всего собрания, включая мужской актив, пыталась доказать, что крестик на моей шее – это идол, а я, соответственно, идолопоклонник. На следующее воскресенье она принесла бумажку с выписками цитат из Писания, которые касались идолопоклонства. Женщину не убедили все мужчины и проповедники, она упёрлась в своей правоте, и дальше гнула свою линию, добиваясь, чтобы я согласился ознакомиться со всеми выписками. Я честно сказал, что не стану этого делать. Потом она «настойчиво увещевала» меня на перерыве, чтобы я обязательно всё это прочитал. Но я разрулил мирно ситуацию следующим образом, и больше с «идолами» ко мне вопросов не было:

– У вас есть дома фотографии?

– Есть. А что?

– Уничтожьте их все! Ибо написано: «Не сделай себе никакого изображения!» Никакого!!! Понимаете?

Фотографии, конечно, она не собиралась сжигать, и на этом проблема с моим «идолопоклонством» была снята))).

Но, человек не успокоился. Зная моё отношение к употреблению алкоголя (если Господь не запрещает, то люди и подавно не имеют на это права. Ведь ограничение в еде – это воздержание, элемент пожизненного поста, который я могу выбрать только сам), женщина принесла мне листовку с тенденциозно подобранными цитатами из Писания под, типа, запрет употребления алкоголя. Глянув по диагонали суть, я понял, что в споре по вину на сайте нашей общины ЦХ, аргументов «за» и «против», было на порядок больше, и откомментированы они были намного качественнее. Потому я по-честному опять отказался. И в последний раз в моей мотивации были не только рассудочные соображения. Я подумал, что нужно помочь человеку (полового подтекста в отношении как к женщине у меня не было) снять «учительский зуд» там, где она явно не может претендовать на учительство. И, по-моему, эту женщину попустило. И даже вроде без обид, Господь управил.

Кстати, проявленная этой женщиной инструктивность и уверенность в непогрешимости своей позиции, иногда, бывает свойственна и мужчинам, но непродолжительный период. Это период неофитства, когда мужчины могут себя вести подобно женщинам, даже могут проявлять фанатизм. Т.е., люди приняли и доверились некоей доктрине, но не увидели ещё, а, нередко, и не захотели увидеть всех нюансов и производных предания, и теперь готовы «глотку перегрызть» тому, кто попытается им хотя бы намекнуть, что они могут быть неправы. В этот период они восприимчивы на 100% к наставлению от носителей доктрины, независимо от пола, и невосприимчивы к критике. Для большинства же женщин – это не временное, а естественное состояние.

Упомянутая выше женщина, была раньше в православии, а в протестантизме она находится в состоянии затянувшегося неофитства, что вместе с особенностями пола создало «гремучую смесь» инструктивного учительства, которое к духовному учительству не имеет никакого отношения. Выводы – соответствующие. И касаются не только женщин. Нельзя учить в состоянии ригористичной верности без размышления. Для учительства нужен богатый опыт и умение мыслить трезво (как говорит Павел, «трезвиться»). Тогда может сработать врождённый талант и родится хорошая проповедница. И если таланта, опыта и рассуждения нет, то в учителя может быть пропуск исключительно от Святого Духа. И такие благословения женщинам от Духа встречаются.

Форма важнее содержания

Girl with a candle in the Orthodox Church.

Женщина хочет быть красивой. Она любит частые смены одежды, причем не важно, что одежда не утратила вид и функционал. Женщина, в первую очередь, выберет того, кто богаче, часто не придавая значения его нравственному и духовному облику. Женщины намного чаще мужчин не мыслят молитвы в храме без выставления свечей. Женщины более склонны к обрядности и даже пустосвятству. Не от одной женщины слышал, что ей проще молиться в храме из-за обстановки. Мужчины же отмечают потребность в одиночестве и тишине, чего в храме всегда не достает. Сам Господь уходил на гору помолиться.

Для возбуждения религиозных чувств женщина просто таки нуждается в стандартных формах такого возбуждения: поход на службу (часто без причастия или даже просто «на помазание»), поездка в паломничество, выстаивание очередей к очередным приехавшим мощам, целование икон. Возбуждение религиозной ревности чтением святоотеческой литературы и Библии свойственно очень малому количеству православных женщин. Протестантским женщинам, преимущественно, также важнее всего внешняя оболочка: приход на собрание, пение песен, прославление и самодеятельность. К общению мало кто из них тяготеет, а попытки братьев сократить песни и увеличить общение, рассматривают как посягательство на «святое», наиболее важное, – на форму. Ибо содержание у этой формы унифицированное и понятное. Напрягаться критичностью не надо. Можно на полную проявить доверчивость и эмоции, не опасаясь столкнуться с незнакомым содержанием.

Женщины в протестантских и неопротестантских собраниях нередко оказываются главной опорой пастора и консервативно настроенной верхушки мужчин, не желающих ничего менять, обеспечивая им видимое большинство противников новшеств и изменений. Ибо слом привычной формы для женщины дискомфортен. Им важна привычно оформленная стабильность и понятность.

Эмоциональность и проблемы рассудительности

gensВ основе женского начала – сердце и эмоции. Это можно было бы сказать, и на этом поставить жирную точку. Этим сказано почти всё, и это всем известная прописная истина. Но, не смотря на это, в реальном воздействии на женщин, мужчины фактически игнорируют это знание. И происходит это потому, что эмоции и чувственность, по мнению мужчин, не лучшие советчики на пути спасения. Пытаясь наставить женщин на истинный путь через мужское учительство, они показывают заметную неспособность учёта женской психологии. При этом, нередко ломая женщину, могут сделать только хуже.

К слову сказать, мы ведь должны прилепляться к жене и быть плотью единой. Наверное, неспроста так устроено Богом. Возможно, соединяясь в браке, женщина может что-то добавить себе от мужской религиозности, а мужчина – от женской. При этом именно ДОБАВИТЬ, а не ПЕРЕДЕЛАТЬ под себя. Сердечности женщины нужны «тормоза» мужского ума, а сухости мужчины не помешал бы опыт сердечного покаяния и сокрушения женщины.

Стоит отметить, при этом, что я сам и мои друзья, подмечая в женской религиозности рациональные зёрна, брали их на баланс. Лично в моём опыте это проявилось в старте процессов по оптимизации молитвенных правил в православный период.

У женской преимущественной эмоциональности может быть не только качественное покаянное и отзывчивое преимущество. Эмоции бывают разные, в том числе и греховные. И здесь, отсутствие мужской рассудительности, иногда даже меня заставляет задуматься об основательности Павловых запретов женского учительства. Ведь женщины склонны к духовной жесткости, иногда, жестокости.

Сколько женщин ушли из храма насовсем из-за жестоких замечаний наших «в доску православных» бабушек по поводу отсутствия платка на голове, короткой юбки, косметики на лице или джинсов на ногах? Сколько раз сталкивался с тем, что принятые обычаи конкретного прихода выдаются за фундамент веры с требованием неукоснительного соблюдения. «А у нас ТАК принято!» (даже когда я на причастие стал в порядке общей очереди, не обращая внимания, что впереди стоит женщина, а меня взяли и переставили перед ней).

В православии мне известен случай, когда женский актив изгнал священника из храма, за то, что он хотел улучшить благообразность богослужения и его соответствие уставу. Во Львовской области при общении на религиозную тему при заявках: «Я – католичка!» дальше подразумевалось: «А кому не нравится, могу и глаза выцарапать». Во время противостояний между католиками и протестантами в Европе (Франция, Чехия, Польша), католиками и православными (Хорватия, Польша) в расправах наибольшую безжалостность проявлял женский пол (это документальные свидетельства). Мы это даже учили по предмету истории. По поводу фанатизма женщин во время Варфоломеевской ночи – меня тогда это очень впечатлило. И это не пропаганда. Наибольшую кровожадность проявили католички, а не католики.

Месть женщины всегда страшнее и коварнее мести мужчины. Даже в природе среди животных, если дерутся самцы, то до выяснения сильнейшего. Дальше драка прекращается, поскольку даже животный здравый смысл и рациональность подсказывают, что цель достигнута. Если же дерутся самки, то, как правило, до смерти одной из них. Животная рассудочность женского пола слишком слаба, чтобы дать сигнал остановиться. Даже женские драки среди людей отличаются от мужских каким-то «зверством» и бесконтрольностью жестокости.

Возможно, в своих примерах я зашёл слишком далеко от обсуждаемой темы, но хотелось показать, что проявления женской жёсткости, возможно, лежат в эмоциональной природе женщины с приоритетом сердца над рассудочностью. И все должны учитывать это, если видно, что женщина себя плохо контролирует. А если так, то и учитель из неё будет никакой. Как, впрочем, и из истеричного мужчины.

Не забываем, что «умение владеть собой» – один из «плодов Духа» из послания к Галатам. И таким умением могут обладать и женщины, даже без влияния Духа. Хотя, контролируют себя лучше мужчин, подавляющее меньшинство, ибо самоконтроль не является гендерным свойством женщины. И, именно владеющие собой, вполне способны к учительству и наставничеству. Ибо рассудительность у них не отстаёт от природной эмоциональности, как у большинства женщин, которые вообще не заморачиваются самоконтролем, кроме цивилизационного соцминимума.)))

Итого

Гендерные особенности женского пола достаточно специфичны, и при ярких, свойственным полу их проявлениях, откровенно мешают женскому учительству. Существенным препятствием может служить и гендерное распределение ролей в социуме между мужчиной и женщиной в семьях. Такие женские свойства как доверчивость и некритичность, впечатлительность и готовность к ретрансляции истин без их проверки, являющиеся производными от преобладающей женской эмоциональности над рассудочностью, резко сужают круг женщин, которые могли бы полноценно учительствовать в собраниях, а не только учить женщин или детей.

Но женщины, которые преодолели в себе гендерное, и движутся к общечеловеческому, присутствуют в социуме, и их становится всё больше. Есть они и среди моих знакомых, которым можно было бы предоставить возможность попробовать себя в полноценном учительстве. Есть они даже среди талантливых светских психологов-неверующих, которые помогают гармонизировать семейные отношения через мотивацию любви и снисходительности к слабостям. Такие женщины могли бы подсказать, как выйти из семейного тупика отношений даже верующим парам. И как это назвать, как не учительство? А если у него духовный контекст, то это может быть и полноценной проповедью. И такое может быть и должно быть при определённых условиях реальных раскладов общинной и общецерковной жизни.

 

Об этом – в следующий раз.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Sandra
    Гость
    19:12 02.06.2017

    Позвольте объекту сего исследования несколько печальных замечаний оставить тексту.
    К несчастью, мужчины, даже преисполненные вроде благих целей, демонстрируют прискорбное непонимание специфических женских проблем. Уже с самого начала:

    “Выдающихся женщин-философов я вообще не знаю, даже в странах, где женщины давно не дискриминируются.” – Аргумент этот равно распространен применительно к любым профессиям. Но что автор подразумевает под “давно” и “не дискриминуруются”? В лучшем случае, менее ста лет доступно на бумаге женщинам в развитых странах образование, но много ли из них имели возможность его получить и реализоваться? Как будто с доступом к учебе разом всех женщин их семьи благословили учиться, работодатели принимать на работу, а общество прекратило издеваться и стигматизировать.
    Да и самое элементарное, о чем забывают рассуждающие мужчины – это то, что важнейшим компонентом возможности женщин нормально независимо жить стало появление, как это не пошло звучит, нормальной контрацепции, которой пользуется сама женщина. Потому что в бесконечном круговороте беременностей и родов по определению не в состоянии серьезно работать, она почти недееспособна. Или женщина вынуждена полностью изолировать себя от любой личной жизни, что также тяжело – да, не все ученые-мужчины имели семьи, но огромное их количество сопровождали верные жены, которые фактически создавали им условия труда. Обратных примеров – единицы.
    И сроку сей благодати, контрацепции то бишь, всего-навсего около 30 лет.
    Я хочу сказать, что один великий ученый – это золотая крупинка среди тонн песка, и ставить женщинам в упрек то, что ничтожное их количество в принципе участвовало в отборе по сравнению с мужчинами из-за несчастной своей физиологии, либо выводить из этого факта природную неспособность к чему-либо – это совершенно несправедливо.

  2. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:36 13.06.2017 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Вы никогда не задумывались над тем, что при частом первобытном патриархате по археологии (значит сила тут ни при чём), женщина попала в подчинённое положение не случайно, а в силу ментально-эмоциональных особенностей? И это закреплено в библейской истории. Я не утверждаю, но допускаю


  3. Предупреждений - 0
    Sandra
    Гость
    19:20 02.06.2017

    Жена идет к мужу, «надеясь, что уже божеством вернется к тому, от кого произошла человеком». В женщине пробуждается жажда власти и господства. ———– данная интерпретация не выдерживает критики. По простейшему человеческому разумению, желай Ева власти и господства на Адамом, она бы не стала делиться с ним яблоком, и осталась бы по ее разумению богиней, в то время как он – обыкновенным человеком. Никто не делится ресурсами желая возвыситься.
    Приведенная автором позиция не что иное как подгонка факта под мнение о будто бы особом грехе “женского властолюбия”, которого в действительности не существует.
    Да и со стороны мужчин, владевших всю человеческую историю миром, странно и жалко слышать упреки в том, что подчиненная женщина, физически слабая и зависимая от них без достижений прогресса, слишком властолюбива. Это все равно, что держать кого-то в рабстве, оправдывая свой грех бесчисленными пороками раба.


  4. Предупреждений - 0
    Sandra
    Гость
    19:48 02.06.2017

    Кстати, доверчивость, некритичность и нежелание стратегически оценить последствия, привели Еву к лёгкому соблазнению Драконом. ——- печально, что некритическое поведение Адама, будто бы лишенного порока легкомыслия и доверчивости, остается за рамками восприятия автора статьи.
    Ева змея соблазнилась, ангела падшего, превосходившего ее природой. Адам соблазнился всего лишь такой же по сущности как и он Евой.

    Далее текст большей частью исходит из описанных выше ложных предпосылок.
    Женщине нужны запреты и «пограничные столбы». Хотя женщину и тянет властвовать, но лучше у неё получается исполнять. —— что ж, мужчины сами всю жизнь украшали жизнь другого пола многочисленными запретами и ограничениями, не говоря уже и о самих себе. Но только женщинам сии качества ставятся в качественный упрек всему их полу.

    Горько читать упреки в пустосвятстве, пристрастию к богатству (сребролюбии иначе говоря), обрядовости – в то время как мужчин Вы тут же дерзновенно сравниваете с Господом. Я могла бы считать все мужчин моральными уродами – просто приведя в пример статистику преступлений, где разрыв по гендеру просто ужасает (или недурна статистика по алиментам). Лучше ли это будет ложного Вашего обобщения?

    Сколько женщин ушли из храма насовсем из-за жестоких замечаний наших «в доску православных» бабушек по поводу отсутствия платка на голове, короткой юбки, косметики на лице или джинсов на ногах? —— возможно, это были с Вашей точки зрения не настоящие женщины, ведь женской природе близки жесткие запреты и ограничения, как выше Вы написали. Хотя феномен жестоких церковных бабушек, которые с одной стороны, выполняют львиную долю работы, а с другой стороны излишне критично относятся к посетительницам, действительно имеет место быть. Не претендуя на истинность, думаю, многое можно объяснить тяжкой и неудобной физиологий – я искренне не представляю, как можно было вести активную жизнь и “выглядеть человеком” без современных средств гигиены, а уж как женщины массово делали аборты в Союзе – на больших сроках, кюретками, без какого-то обезболивания, вообще страшно представить. И ведь делали их практически все замужние женщины, и помногу. Думаю, это поколение женщин мучается чувством вины и озлобленностью, и страшной моральной усталостью. От того и характерные изменения в пожилом возрасте.

    Вы взрослый человек, и мне не переубедить Вас в отсутствии в любой женщине перечисленных пороков. Но возможно, кто-то просто зайдет сюда, прочитает этот текст и задумается. И увидит мои комментарии.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:40 13.06.2017 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Sandra ‘Никто не делится ресурсами желая возвыситься.’

    Зато все очень любят вовлечь в уже совершённый грех, чтобы ни ей одной досталось от Бога за “правонарушение”. Вспомните множество детских поступков, когда ожидается детьми, что массовость нарушения снимет концентрацию наказания. Так поступают и взрослые, пытаясь на незаконную акцию привести как можно больше народу. Так шо не согласен с ваше аргументацией

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:45 13.06.2017 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Sandra ‘доверчивость, некритичность и нежелание стратегически оценить последствия, привели Еву к лёгкому соблазнению Драконом. ——- печально, что некритическое поведение Адама, будто бы лишенного порока легкомыслия и доверчивости, остается за рамками восприятия автора статьи.
    Ева змея соблазнилась, ангела падшего, превосходившего ее природой. Адам соблазнился всего лишь такой же по сущности как и он Евой.’

    Странная, логика. Видимо, женская. Вы никогда не замечали в жизни, в книгах и кино, сколько мужчины из-за сохранения отношений с женщиной совершают безрассудных поступков? Вы, видимо, ненаблюдательны. Как раз Дракоша для Адама не был мотиватором, а вот жена, плоть от плоти – ещё как, особенно если она должна будет умереть в наказание от Бога. Тем более, если история про Лилит – миф в с реальной историей в основании.

    Да и со стороны мужчин, владевших всю человеческую историю миром, странно и жалко слышать упреки в том, что подчиненная женщина, физически слабая и зависимая от них без достижений прогресса, слишком властолюбива. Это все равно, что держать кого-то в рабстве, оправдывая свой грех бесчисленными пороками раба.

    Ну что вы? На заре человеческой истории матриархата было три кузова. Но почему-то он не удержался. Видимо, сила тут не при чем. А власть любят все. И особенно те, у кого её нет по самым разным причинам. 

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:53 13.06.2017 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Sandra ‘Я могла бы считать все мужчин моральными уродами – просто приведя в пример статистику преступлений, где разрыв по гендеру просто ужасает (или недурна статистика по алиментам). Лучше ли это будет ложного Вашего обобщения?’

    Статья – не о склонности ко греху и не о нравственности, но вас уже заносит в гендерной апологии женского пола. А склонность к пустосвятству – это далеко не только моё обобщение и наблюдение. Если бы было только моё, я бы ему так не доверял. Да и “церковные ведьмы” – не моё определение

Sorry, the comment form is closed at this time.