Евхаристия покидает агапы

16.06.2015 / / Мнений — 14 / Статей — 6 / Дата регистрации — 05.06.2015

Преломление хлеба в евангелии Иоанна

TV[1]Почему в евангелии от Иоанна, в котором так подробно описана во всех деталях последняя Пасха учеников с Иисусом, совершенно ничего не упоминается о преломлении хлеба? Иоанн, который на всех картинах и иконах изображается сидящем ближе всего ко Христу во время Вечери, запамятовал? Или Иоанн посчитал это не важным?

И, кстати, Тертуллиан, описывая для язычников в своей “Апологии” порядок ночных собраний христиан, подробно разъяснив “агапы”, ни слова не говорит о Евхаристии.
Существует два радикально противоположных решения этой богословской проблемы.

Великая Тайна

Если рассматривать современную литургию, то все мы знаем важный сигнал, после которого оглашенные должны выйти.  Есть множество других свидетельств того, что собственно Евхаристия была таинственной частью богослужения, в которой участвовали только вернейшие из верных. Все остальные не только не участвовали, но даже и подсматривать не имели права.
Такая таинственность и разнузданная фантазия породила нелепые слухи о том, чем “на самом деле” занимаются христиане по ночам.

Возможно Иоанн, чье Евангелие было написано позже других, с умыслом сохранил самую таинственную часть не описанной. Причем, Иоанн не просто пропустил момент хлебопреломления, но и вообще описал не ту вечерю. Исследователи хронологии евангельских событий указывают на то, что, по всем признакам, вечеря с омовением ног происходила на два дня раньше Тайной вечери.

Растворение евхаристии в агапах

Противоположное решение этой богословской проблемы заключается в том, что никакой особой секретной части отделенной от застолья вообще не было. Агапы начинались молитвой за первую чашу. Потом с молитвой преломлялся хлеб. И в самом конце трапезы возносилась молитва благодарения (евхаристии) над последней чашей. Такую схему приводит Лука в своем евангелии и Павел в послании Коринфянам. Такой же порядок можно увидеть в Дидахе.
Лев Толстой не был сильным богословом. Но у него вскользь упоминается одна интересная еретическая идея: полноценное глубокое воспоминание о подвиге Христа должно сопровождать каждую трапезу настоящего христианина. Т.е. не евхаристию купировать до формального “благословения пищи”, а, напротив – со всей серьезностью напоминать себе, о Хлебе, сошедшем с небес, не менее часто, чем о хлебе “насущном”.
Если смотреть на евангелие от Иоанна в этом ракурсе, то тогда нет ничего удивительного, в том, что внимание его сосредоточено на происшествии с омовением ног, а не на дословном цитировании слов Христа во время преломления Хлеба.

Разделение агап и евхаристии

В самом начале Евхаристия гармонично вплеталась в Агапы:

  1. вначале благословляли первую чашу (Лк 22:17)
  2. потом преломляли хлеб, (Лк 22:19, 1Кор 11:23)
  3. потом собственно трапеза – “вечеря” (Лк 22:20)
  4. и в самом конце, после “вечери” – последняя чаша. (Лк 22:20, 1Кор 11:25)

 

Очень скоро (но не синхронно в разных общинах) произошло расслоение на менее сакральную и более сакральную часть застолья:

Чаша и хлеб с молитвами и благодарением (евхаристия) отдельно,
а обычное употребление пищи (агапа) отдельно.

Был небольшой спор о последовательности, когда следует совершать евхаристию до агап или после.

С одной стороны в Евангелии четко и неоднократно сказано “после вечери”. И само собрание должно было как-бы подводить участвующих к евхаристии, настраивая их на воспоминание.
Но к третьему веку однозначно одержала победу противоположная точка зрения – евхаристия должна совершаться натощак, перед застольем.

В любом случае желание особо почтить евхаристию, выделив ее в отдельное сакральное действие, привело к некоторому уменьшению уважения агап. Без пронизанности евхаристией агапы превратились в банальное застолье, которому теперь нужно было искать хоть какое-нибудь (путь искусственное) оправдание.

Секуляризация

За этим как-бы незначительным “изменением в регламенте” стоит серьезное изменение в мышлении и мировоззрении христиан. Сакрализация, а на самом деле обернулась секуляризацией. В том смысле, что вся жизнь стала расслаиваться на “более духовное” и “менее духовное”, более святое и менее святое. Читать Библию – духовно, помогать бабушке копать картошку – не духовно. И т.п.

И если изначально Бог был на всяком месте и во всякое время, то чем дальше, тем больше стали загонять Бога в определенные рамки. Присутствие Бога теперь наблюдалось только в особые сакральные дни и в особых святых местах. Слово Божье, которое раньше звучало отовсюду, было спрессовано до одного канонизированного текста. Вместо того, чтобы жить  Церковью 24 часа в сутки, христиане стали “ходить в Церковь” один раз в неделю, на пару часов. Люди четко дали понять, что для Бога отведена очень небольшая четко-очерченная территория. Все остальное пространство и время люди оставили себе для своих суетных дел.

Трещина разделения на священное и профанное прошла через все сферы жизни – финансы, образование, архитектуру, ремесло. Внутри общины это выразилось разделением членов общины на тех, кто прилагает особые усилия для устроения Церкви и на всех остальных, ответственность которых теперь становилась значительно ниже. Произошло выделение клира, т.е. людей с особенно духовной профессией, не упомянутой в Новом Завете ­– “священник”.

Литургия – сбор подаяний

Мало кто знает, что слово “литургия” таки упоминается в Новом Завете (Рим. 15:27). И особенно мало кто знает, что в контексте Писания это слово обозначает – “сбор пожертвований”. Конечно это не сбор в современном смысле (на новый автомобиль Tesla для предстоятеля). Первые христиане никогда не собирали деньги в некую “церковную казну”. Всегда была конкретная цель, конкретная нужда. Никаких плановых поборов или десятин уже небыло. В Новом Завете упоминается про сбор для Иерусалимской общины, которая после известного коммунистического эксперимента (Деян. 4:35) пришла к материальному разорению. Другая цель сборов – для апостола Павла в узах.

“Сбор пожертвований” это лишь частный случай более широкого понятия – “восполнение нужд”, чтобы у одних не было избытка, а у других недостатка. В самом простом виде это могло выглядеть как совместное застолье, где богатые и бедные приносили, кто чем богат, и потом совместно ели принесенное и выставленное на общий стол. Во время агап у бедных была возможность хорошо насытиться.

Отделившись от Евхаристии агапы стали приобретать все больше черт благотворительного социального служения. Это наполнило новым смыслом привычную форму служения, но позже неожиданно вылилось в большие неприятности.

1. Эволюция агап и Евхаристия

2. Агапа для первых христиан

3. Евхаристия покидает агапы

4. Злоупотребления во время агап

Обсуждение

  1. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    18:36 16.06.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Правильное направление мыслей. Хорошая статья. Буквально пару замечаний. 


    Бог предполагал, что человек будет разделять сакральное и секулярное, и дал заповедь о субботе. Потому не вижу ничего страшного в том, что в специальный день раз в неделю человек Господу посвящает свое воспоминание и жертвует временем. Если любит, конечно. Современные работы таковы, что требуют ментальной включенности в процессы. Потому, как я и говорил, достаточно памятования о Боге и жизни по совести, которую Он в нас заложил. А в субботу или воскресенье христианин отбрасывает суету и вспоминает о жерте, а не только ежедневное исполнение заповедей в «хождении перед Лицом Бога» (по словам пророков). 


    Первая чаша была пасхальная на Тайной вечери, потом — ягнёнок с горькими травами, а потом хлеб и сразу же чаша. И только хлеб и вторая чаша впервые названы телом и кровью. И сказано — так делайте в воспоминание. А ведь Пасху они наверняка встречали не первый раз вместе, но такое установление было впервые. Потому, разделение может иметь место по контексту. Если люди пришли на собрание без агап, то могут вспомнить и без агап. Ибо воспоминание не обусловлено едой, как общим перекусом. Как впрочем и поесть можно с благодарностью, но без воспоминания. Даже первые христиане не только ужинали, но и завтракали и обедали, но при этом не вспоминали и не преломляли.


    Понравился ход с «восполнением нужд». Я, когда писал свои работы по устройству общины, видел ключевой смысл ее существования в делах любви и милости. 

Sorry, the comment form is closed at this time.