Под одной из статей на сайте мой близкий друг высказал мысль, с которой сложно не согласиться, на первый взгляд. Идея такова. «Зачем ты ищешь свой путь вне православия? Не хочешь – не постись, за это тебе анафемы не будет. Можешь придерживаться своего правила в отношении исповеди и причастия. От чаши тебя никто не отгоняет (хотя, со временем, могут отогнать – прим. моё), чмокать иконы и мощи никто не понуждает. Бери и спасайся в православии, что тебе мешает?»
Первая мысль была согласиться с доводами. Но что-то в них было не то. Что-то от психологии раба, который получив от господина талант, пошел и закопал его в землю. А потом предъявил его и был осужден. И очень понятно за что. Бог спасает людей по благодати, всевая «зерно» веры в человеческое сердце. Это не от нас, а от Бога, чтоб никто не хвалился этим. Но «зерно» может быть посажено в очень разную «почву». Притча о сеятеле всем прекрасно известна. И подготовка «почвы» возложена на людей заповедью: «Пойдите и научите». Чем лучше подготовлена земля, тем лучше всхожесть и лучше урожай, когда, по словам Христа, «зерно» приносит урожай в 30,60 и 100 раз (в реале – это недосягаемая урожайность колоса).
Если пользоваться рекомендацией «Спасись сам, и довольно», то ни о какой подготовке почвы речь не идет. Ты сам пророс, и радуйся. Тебе проповедовали твои родственники и друзья, а ты уж теперь просто заботься о себе. Мне скажут, нет, мы не так сказали. Проповедуй и готовь почву. В чем проблема? Вот и попытаюсь гипотетическим диалогом ответить, в чем проблема.
Представим себе, что православный миссионер привел проявившего интерес неофита в православный храм, когда начинается практическое просвещение и… вынужденная апология Православия.
— Слушай, а чего, когда мы заходили в храм, мы с тобой просто перекрестились, а вон та женщина сделала три крестообразных «отмашки регулировщика»?
— Не обращай внимания, это от церковной любви к цифре «три» и от магического восприятия крестного знамения
— А чего вон те люди друг перед другом бросились целовать икону, после того как на нее покадили?
— Ой, ну это предрассудки, что она стала духовно чистой.
— Я что-то ничего не понимаю, что поют и что читают…(((
— Походишь с полгода, начнешь потихоньку понимать. А если еще изучишь церковно-славянский язык, так сразу все и начнешь понимать.
— Ну вот тот чувак, которого ты назвал диаконом, только что прочитал ммм…
— …Апостол, отрывок из посланий апостольских.
— Да, так вот я ничего не понял, про что он читал?
— мммммммм……. (блин, сам ниче не понял) Давай помолчим, сейчас Евангелие будут читать.
— Слушай, а чего он так надрывался, особенно в конце? Сказал же, что Евангелия чтение, а сам пел, по сути. И я опять ничего не понял.
— Ну это называется интонирование. Такая традиция, для красоты!
— А зачем такая красота, которая ухудшает понимание?
— ммммм… ты пока еще этого не понимаешь, потом поймешь.
— А чего он читал к нам спиной? Он же нам читал?
— Ну, незримо Христос присутствует в алтаре, вот он из почтения к нему туда и повернулся.
— Так, тогда в принципе нельзя к нему спиной стоять, а вот этот вот нам рассказывал и пересказывал, и стоял спиной к алтарю. Значит можно стоять спиной?
— Ну можно.
— Тогда чего тот стоял и читал для нас, стоя к нам спиной? Или Бог не знает содержание своего Священного Писания?
— Конечно, знает. Это такая особенность, когда служат с диаконом. Священник в алтаре, вот от этого и зависит.
— Так, типа, все мы тут меньше того одного священника, который в алтаре?
— … Послушай, какое красивое песнопение. Это херувимская песня.
— Слушай, а что это за очередь, и все целуют что-то типа золоченого гроба?
— Ну, это рака с мощами. Там лежат останки святого.
— А зачем их целовать?
— Ну, чтобы показать свою любовь и что-то попросить в молитве.
— И все, кто целуют, действительно любят этого святого? И все от него что-то нужно?
— Человеку всегда чего-то не хватает. Не обращай внимания, это почитание не обязательно.
— Слушай, ты ж говорил, что дети безгрешны, особенно в таком маленьком возрасте. А вон причащают совсем маленьких. Им наверно и трех месяцев нету. Чем они успели нагрешить?
— Ну это традиция такая. Думают, что дети от этого будут здоровее.
— Так это не так?
— Нет. Таких маленьких не нужно причащать. Это предрассудок.
— А чего священник им не объясняет, что это они не правильно делают, и что это не правильная традиция?
— мммм… (наш батюшка сам подучивает детей причащать) Как тебе сказать… У батюшки куча других дел, ему не до этого. Ну и это такая мелочь. Пусть причащают, хуже не будет.
— Что значит не будет? Ты же сам меня наставлял, что недостойно причащается тот, кто без рассуждения о чаше причащается. О чем рассуждает сейчас та двухмесячная девочка, которую несут к чаше? Она, вроде даже спит…
— … мммм… Ну ты понимаешь… Как тебе сказать… Да. Точно. Господь сказал: Не запрещайте детям приходить ко Мне.
— Приходить – да, но их же приносят))).
— Ты понимаешь, в Православии много такого, что нельзя объяснить. Ты можешь своих детей не причащать и не обращать внимания на эту практику. Это же так хорошо, когда есть свобода делать по своему усмотрению. Можешь делать, можешь не делать.
— Чудесно. Тогда я ни хрена делать не буду, и стану православным. Ты вроде говорил, что православные самые правильные, значит, все спасутся. Прекрасная религия. Хошь – делай, не хошь – не делай, и уже считай, что на небесах.
— Ты меня не правильно понял, я…
— Я уже все правильно понял. Слушай, а ты мог бы мне показать и привести меня туда, где:
- не нужно будет на что-то закрывать глаза
- на что-то не обращать внимания
- учить непонятный язык ради прослушивания чтений и пений полтора часа в неделю, чтобы хоть что-то понять
- чтобы я мог учиться на примерах действий людей в храме жить верой, а не предрассудками. Ведь если я новичок, то я буду смотреть на других и копировать первое время их. А получается, я буду копировать предрассудки и суеверия
- чтобы священник имел время учить людей, а не ссылаться на занятость
- и, наконец, чтоб можно было понимать, зачем я делаю то или иное, и чтоб это можно было объяснить.
Вот и я о том же. Если я буду проповедовать и смогу подготовить чью-то почву для Слова, то в православный храм его будет вести не правильно.
Нет в мире совершенства. Но православие на подобие совершенства не подходит. Потому я и в поиске иного пути, чтобы любой член христианской общины мог идти и учить ценностям Радостной вести, а не заниматься воцерковлением в православном смысле этого слова. А любого новичка можно было привести в общину и не краснеть, бледнеть, заикаться и оправдываться по поводу наших «глубоко духовных» храмовых преданий и традиций. И это неофит ничего не знает о системе, епископском произволе, голубых, православном фашизме, освящении снарядов и танков, уровне доходов патриарха. А когда узнает, то что, проповеднику сквозь землю провалиться?
Нужно вести человека в общину, где не будет власти над ней никакой, кроме Христа. И в самой общине не будет подковерных интриг за право влияния на пресвитера. Когда все проблемы общины решать так, как учил апостол, в самой общине, открыто, а не бегать «стучать» к епископу. К этому нужно стремиться и идти. А догматика, нет вопросов, преимущественно православная. Но для общины догматика не главное. Главное – уподобление Христу и приобретения навыка в любви. Если это получится, то и такая община верных будет угодна Господу.
Неофит
Предупреждений - 0
Істина не потребує доказів. Мій духівник говорив, що навчати православній вірі неофіта треба, насамперед своїм прикладом. А далі як Бог сподобить. Не сотвори собі кумира, не суди інших, а заглядай більше в свою душу, бо всі ми грішні…. Кожен буде відповідати перед лицем Господа за свої земні діла і не буде можливості кивати на інших.
Старец
Предупреждений - 0
Своим примером нужно обучать любого неофита, и не только в православии. Никто не спорит. Статья не об этом. А о том, что на заданные вопросы для ищущего ума нет вменяемых ответов, которые не порождали бы вторичные вопросы, или не порождали сомнений в здравости Православия.
Мне нравятся слова Иоакима Парра — что ты ему проповедаешь, что ты ему можешь сказать, когда все слова стали пустышками и он в них не верит. Покажи ему Христа, яви ему Христа — вот и проповедь и обращение. Как то так, в вольном моем пересказе.
Покажи и пусть его Сам Дух привлечет и поведет, через Сциллы и Харибды церкви, ко Христу. А если словами заманивать, то не выйдет ли вот что:”Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы сделать хотя бы одного прозелитом; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим, чем вы.”
Люблю и слово Иисуса : “будьте прохожими”. Это чтобы не нацеплять блох, от “предания старцев”
Спасибо за статью! Четко схвачено., понятно выражено. Вот и я думаю – где-нибудь есть хоть какие-то общины, гле проводят агапы как в первые дни Церкви? Когда Церковь была церковь, когда н было этой золотой “красоты” повсюду и всех прочих действий для красоты? Люди, которые сполпинка призодят в церковь сегодня, быстро учатся не задавать вопросов, потому что “так тут принято” – то есть, это как вести себя. Никакой личностью тут и н пахнет, а пахнет подковерными интригами и прочим. Личности всегда непонятно, почему на Евхаристии, скажем, накручено много непонятной в итоге фигни. И вообще становится ясно, что путь Церкви в истории – это не путь приобретений, а путь потерь. И если и надо куда-то возвращяться, то не к старообрядчеству и каким-то там историческим истокам, что есть нелепица, а возвращать собранию смысл. Чтоб была Церковь, а не церковь – набитая золотыми завитульками и “благостным” пением, что способно свести с ума. Собранию верующих, как хочешь. Ведь это тоже вряд ли будет выглядеть сеголня как первые агапы.