Чему уподоблю благодать?

01.11.2013 / / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

1Об образах для этой статьи думал несколько лет. Богословствовать о высоких предметах бывает опасно. Потому долго откладывал написание, давая вызреть вопросу. Но наша с Юрием полемика под статьёй о храмовой молитве, как бы сказала – пора! Нужно чётко понимать, что Дух Святой и благодать – это не одно и то же. Нужно разделять действие призывающей благодати, укрепляющей благодати святым и получения благодатных даров, что нередко путают, даже православные с 15 летним стажем))). До недавнего времени, я пребывал в уверенности, что призывающая благодать действует после первичной попытки человека измениться к лучшему, а далее действует в синергии со свободной волей человека, желающего духовного совершенствования. Но вчитавшись в догматическое богословие и в Евангелие от Иоанна, понял, что был не совсем прав. Первично таки действие благодати на человека, если он просто, хотя бы иногда, поступает по совести.  

Тема достаточно разработана, особенно у Григория Паламы. Более-менее ясно даются пояснения и в учебниках по Догматическому богословию. Но кто из тех, кто сёрфит по Инету и заглядывает на православные сайты, всё это читает? Немногие профессионалы и грамотное священство. Завёлся я с темой, поскольку меня самого смущали недопониманием выражения типа: «сугубая благодать», «намоленное место», «благодатная икона», «благодать священства», «больше благодати», «меньше благодати». И дело не в правильном смысле этих выражений, а в том, как они реально используются. В подобных выражениях часто происходят смысловые подмены, путаница в понятиях, а иногда и откровенное мифотворчество на основе экзальтации или разгорячённости чувств. Первичной же причиной была неготовность рассказать о благодати и нашем православном понимании интересующемуся человеку, когда я сам запутался в благодати, дарах и плодах. Ниже приведена попытка ответить на все вопросы, касающихся терминов «благодать» и «дары Святого Духа»

Сначала хочу сказать о благодати. На мне нет даров Духа, хотя и есть действие оправдывающей благодати в момент моего крещения, потому я могу говорить об этих предметах отвлеченно. Действие же призывающей (или всеобщей) благодати испытал на себе каждый верующий. И это не самомнение о христианах. Вот этому доказательство: “Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего” (Ин. 6:65) и “Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым” (1 Кор. 12:3). Именно с этой благодати я и начну рассуждения.

Напомним из учебника догматического богословия, что благодать, божественная энергия – это проявление сущности Бога в тварном мире.  Благодать, нетварный свет – единственное прямое доказательство существования Бога для способных к восприятию благодати (это укрепляет их веру и делает ее непоколебимой). Все остальные доказательства – косвенные, дающие возможность судить о Боге по Его делам и их следствиям.

Чему уподоблю эту благодать? Представьте себе свет, для которого никакие предметы материального мира или мира ангелов и демонов не являются препятствием. Этот свет пронизывает все сотворённые миры, но поскольку свет не тварен, он не соединяется со всей тварью, однако может воздействовать на нее. Благодать пронизывает предметы тварного мира, обеспечивая вездесущие и всезнание Бога. Думаю, как я и высказывался в упомянутой полемике под статьёй, что благодать осуществляет контроль за процессами в тварном мире так, чтобы реализовывался Промысел Божий и не допускалось проявлений зла его субъектами сверх меры, определенной тем же Промыслом. Кстати у святых отцов и в учебниках по догматике эту благодать часто так и называют – промыслительной.

Чем тварь более уподобляется Богу, тем сильнее она ощущает благодать. Этому тезису можно дать несколько иную трактовку образу света. Свет благодати – это параллельные лучи. Я не допускаю аналогии с лучами солнца, чтоб ни в коем случае не локализовать Сущность Бога. Все твари, которые не верят в Бога или не слушают его, не имеют подобия с Богом, и могут быть представлены образно, как абсолютно плоские предметы, расположенные ребром к направлению лучей.

Представим, что человека просто сделал какой то добрый по сути поступок. Он и не думал о Боге, и даже в мыслях никогда не было. Он просто поступил по совести, хотя мог ее и не послушать, а послушать свою страсть или «нашёптывание на левое ухо». В моём образе человек этим действием, как бы повернул свою плоскость от абсолютной параллельности на очень маленький угол. И благодать начала цеплять душу человека, помогая ему увеличивать угол отклонения от параллельности с лучами. Так действует, кстати, солнечный ветер на большие плоскости в космосе.

Этот образ объясняет и тот факт, что первые шаги в вере и личной аскезе даются тяжело, но по мере роста личной святости и уподобления Христу, благодать действует всё сильнее, и духовный рост у святых происходит быстрее, чем старт деланья у неофитов. Благодать сама уже с полной силой помогает развернуться душе перпендикулярно лучам и питаться благодатью на полную силу.

Минус образа состоит в том, что благодать действует и без встречного шага человека, и так бывает даже чаще.

Другим образом может быть следующий. Мы знаем, что благодать действует на тело и душу. Когда человек во грехах и не задумывается об этом, то благодать не находя никакого подобия пронизывает его, не соединяясь с ним. Но найдя что-то доброе (тот же акт совести из предыдущего примера), маленький участок духовно-физической оболочки человека, начинает воздействовать на него, соединяясь с ним и питая человека добром. Она воздействует на окружающие участки души и тела, уподобляя их себе, если человек не блокирует этого процесса, а движется навстречу усилиям благодати или хотя бы не сопротивляется. С этим согласуется моя любимейшая притча Христова о трёх мерах муки и закваске. А также притча о сеятеле, которая была в прошлом воскресном евангельском чтении.

Оба образа утверждают, что без действия благодати любой акт совести не удержится под давлением ценностей мира и поврежденной страстной природы человека. И что без усилий со стороны человека после получения способности воспринимать благодать, плоскость может вернуться к параллели, а кусочек подобный благодати утратит свои свойства, как зерно, брошенное на каменистую почву, или закваска, брошенная в прелую муку.

Можно утверждать, что помощь всеобщей благодати и ее восприятие оказывается доступным всем людям на планете, вне зависимости от вероисповедания и даже не верующим, если Промысл увидел возможность человека взращивать в себе посеянное зерно. Потому бывают и в других религиях люди, куда более любвеобильные и молитвенные, чем многие православные фарисеи. Думаю, что глубокая укорененность таких людей в добре, это совместный результат доброй воли человека и всеобщей благодати. Он не зависит от веры во Христа и Троицу. Этот результат не обещает спасение. Но Господь обещает таким людям судить их по иным законам, чем своих последователей. И мы не можем отказывать им в блаженной вечности, поскольку и им помогала благодать Божия и им не отказано в спасении самим Господом, но на его усмотрение.

Христиане так же находятся под всеобщей (предваряющей, промыслительной) благодатью, но на них ещё проявляется действие особых благодатных действий Духа Святого в виде оправдывающей благодати, которые обещаны самим Спасителем своим последователям. Так, в Святом Крещении мы получаем благодатное освобождение от грехов и залог к вечной жизни. Но освобождение от совершенных грехов не означает автоматическое освобождение от действия искушений и дальнейших греховных падений. И здесь, если христианин прикладывает усилия на пути к святости, ему даётся освящающая помощь Святого Духа в виде сохраняющей и укрепляющей благодати. Ведь, по сути, человек может очень мало. Реально взращивает в духовной жизни Дух Святой действием благодати. Это состояние не просто отсутствия греха, которое может быть достигнуто и глубоким восприятием всеобщей благодати, а обретение однозначно доброго вектора в своей сущности при проявлении любви ко Святой Троице. Это достигается только через усиление действия Святого Духа на человека, желающего этого благодати.

Т.е., нет ошибки в выражениях «больше благодати» или «меньше благодати». Хотя, могу предположить, что многие экзальтированные ощущения увеличения благодати просто от «усиления угла поворота нашей плоскости к благодати». Т.е., всеобщая благодать и так вокруг нас. Но в святых местах и местах поклонений мы сами, настраиваясь на благочестивый и молитвенный лад, становимся более восприимчивыми к окружающей нас благодати, а не являемся получателями сугубой благодати. Я бы просто так не кидался подобными выражениями, типа там «такая» благодать, а там «не такая». Конечно, Дух дышит где хочет. Но когда выражения о количестве благодати звучат от группы паломниц или у благочестивой форумчанки, меня всегда тянет спросить, вы испытали групповое осенение укрепляющей благодатью? Вы все на одинаковом уровне развития?

Почему именно в этом месте я позволяю себе так уверенно говорить о высоких вещах? Потому что те, кто получил или получает укрепление Духом Святым, НИКОГДА (!) не станет никому об этом рассказывать или писать на форуме впечатления от посещения монастыря, во время которого его посетил Дух Святой. Скорее всего, это было или разгорячение крови, или, в лучшем случае, действие всеобщей благодати, которое такие люди по духовной немощи перестали ощущать, покинув святое место. Но проблема не в отсутствии благодати в автобусе, который везёт паломников домой, а в духовно расслабленности паломников по отношению к их состоянию в монастыре или на Святой земле.

Глубоко уверен в том, что люди получающие укрепляющую и возрождающую благодать Духа, не тусят на фэйсбуке и не ходят по православным форумам и сайтам. Их нет в этом пространстве. У них теперь есть Такое, что всё остальное – мусор. Я не преувеличиваю. Опыта такого у самого нет, но у свт.Игнатия эта мысль повторяется многократно и с примерами. Думаю, притча Христова о купце и драгоценной жемчужине именно об этом.

Укрепляющая благодать подаётся Духом не по желанию человека, и даже не зависит от количества трудов духовных по собственному исправлению. Они подаются часто неожиданно, но в самый нужный момент с позиций Духа. Это посещение благодатью Духа так укрепляет человека, что он уже не впадет в определённые грехи никогда. Но это не гарантирует от впадения в другие грехи, над которыми человеку надо дальше работать над собой и ждать помощи свыше. Именно получение этой укрепляющей благодати и есть то рождение свыше, о котором говорит Господь в Радостной Вести от Иоанна. Хотя есть мнение, что это благодать Святого Крещения. Почему я сомневаюсь в этом, поскольку Крещение даёт потенции ко спасению, а воздействие укрепляющей благодати спасает уже на земле и делает святого «источником живой воды, текущей в жизнь вечную».

К чему клоню и к чему призываю в дискуссии? Есть предположение, что (пользуясь моим образом) в момент, когда мы в храме или в святом месте или во время воодушевлённой молитвы дома испытываем благодатные радостные ощущения, это результат синергии воли человека и усиления действия благодати, поскольку мы сами увеличили угол восприятия благодати. Именно в подобных ситуациях считать, что в этом месте больше благодати – неверно. (Открыт к дискуссии и не считаю в этом себя правым в последней инстанции в высказанной мысли).

Однако, можно сказать, что получив благодать укрепляющую, по сути, святой, может излучать благодать, и мы можем это чувствовать. Т.е., Святой Дух через святых людей усиливает действие благодати на тех, кто общается с такими святыми. Причем, это усиление может быть прочувствовано даже теми, кто не достаточно раскрыл свое сердце. Т.е., призывающей благодати рядом с таким святым божиим, может быть действительно как бы больше. Потому могу согласиться с утверждением, что в разных местах при различных духовных людях верующий может испытывать разные ощущения присутствия благодати. Но опять же подчёркиваю, что этому может способствовать и подготовка человека и его чувство благоговения, усиливая умиление от действия благодати.

Принимая возможность усиление ощущения благодати в присутствии святых, от икон (но не от них самих, а по молитвам тех, кто на них изображён), не могу принять понятий «намоленная икона» или «намоленное место». На мой взгляд, это миф, приписывающий свойства источника или ретранслятора благодати объектам, которые не могут выступать в такой роли. Это – «православная магия». Если не прав – разубедите. Готов выслушать и принять, если аргументы будут евангельские и здравые. Уверен, со своей стороны, что любая картонка с изображением святого, может стать чудотворной при проявлении глубокой веры молящегося. И при слабой вере молящегося сама чудотворная икона, вся завешанная лампадами и подарками, не поможет, сколь ко б возле нее не молились другие.

Ну и, наконец, хочу сказать о дарах Духа и определится с понятием «благодать священства». Дары Духа описаны и в Деяниях и у апостола Павла. Это особое посещение человека Святым Духом для раскрытия того дара, который даётся для служения. В результате получения Дара даётся то, чего бы он не получил в преизбытке от Духа, если бы не был призван. Уверен в том, и повсеместная практика это показывает, что Дары часто получают люди не святые по нашим меркам, просто верующие, а иногда и неверующие и даже богоборцы (как было с апостолом Павлом в состоянии его фарисейства и гонения христиан). Иногда их получают и святые. В любом случае это дар, помогающий созиданию Церкви Христовой. Дары подробно описаны в Первом письме к Коринфянам 12:4-11. Кому то даётся слово мудрости или слово знания, а кому-то дар чудотворения, целительства или различения духов. Это особые дары, но есть и постоянные, которые всегда присутствуют в Церкви – это дары пастырства и учительства (Эф.4:11-12), которые присутствуют в священническом служении.

Лично я склонен всё же разделять эти два дара, поскольку встречал священников-пастырей и священников-учителей. Два дара в одном священнике встречаются не часто. С учётом же того, что встречаются священники и без обоих даров, а встречаются и негодяи в рясах, и церковная власть об этом знает и сталкивается периодически, то у меня возникают сомнения в особой благодати священства. Дух дышит где хочет и испытывает сердца. Мне кажется, что говорить о некоей автоматической благодати для любого рукоположенного иерея нельзя. Как и некорректно выражение благодать священства. Нет такого понятия в учебниках по догматике, хотя в экклезиологии встречается, обобщая в себе два дара, которые могут быть не получены.

Мы сами в своей жизни бываем на разных приходах, и видим из опыта, получил ли дар или дары священник при рукоположении или нет. Думаю, те, кто пошёл без призвания и без веры (по тщеславию или под воздействием прелести), остаются необдарованными, может и бездарными, хотя последнее звучит жёстче. Потому ссылка, типа: «На мне благодать священства и потому мне виднее», не только спорна, но и может свидетельствовать о явном отсутствии Даров. А благодати священства в видах благодати просто не существует. Больше всего я хотел подчеркнуть, что нужно избегать автоматизма и магизма в представлениях о получении особых даров Духа в процессе рукоположения священников. Это заблуждение порождает младостарцев и православное сектантство на приходах, где складывается духовно-избыточное почитание настоятеля. Очень опасная штука. Столкнулся с этим в своей жизни, при явном даре учительства у священника, бывшего духовника.

Уверен, что дары Духа подаются только христианам, причём, не обязательно только православным. Однако, только, что у православных, следующих учению Радостной Вести и восточных святых отцов аскетов, этих даров больше, чем в других конфессиях христианства.

 

Открыт к критике. Особенно к тому, что утверждаю от себя. Хотя многое говорю не от себя, а проработав вопрос. Статья помогла мне структурировать собственные знания в этой области. Может ещё кому-то она станет полезной для понимания, что не любое воодушевление является действием благодати и не одни христиане могут ее воспринимать.

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    Дмитрий Белый
    Гость
    13:39 03.11.2013

    Согласен с Вячеславом, что нужно разделять понятия благодати и Дары Духа святого. Благодать проистекает ровным потоком. Ее не больше и не меньше. Все зависит от нас на сколько мы можем воспринять ее. Бог есть любовь – так сказал апостол Иоанн. Любовь – это основа основ. Чем больше в человеке любви, тем больше благодать воздействует на него. Добрый поступок основывается на любви. Я думаю, что святые не усиливают благодать благодатью. Они излучают великую любовь. Благодать – это любовь, и она усиливает в нас любовь, если мы стремимся к Богу, а значит к любви и без греховности. Святые достигают такого состояния, когда по образу Вячеслава они перпендикулярно поворачиваются к потоку благодати и изливают любовь, которой питают всех, кто их окружает.
    Согласен, что нет намоленых мест и икон. Все зависит от любви людей, которые находятся в этих местах и глубины веры христиан, которые используют иконы для концентрации внимания в молитве.
    Нужно заметить, что любовь — это дар, который дает нам Господь. И необходимо наше волеизъявление, чтобы любовь в нас возникла. Благодать начинает воздействовать на нас, и мы укрепляемся в любви и вере. Дары Духа Святого даются людям по промыслу Бога. Они могут быть даны как святым, так и обычному человеку в зависимости от его предназначения. Избранности нет, есть предназначения Бога. Благодать и Дары Духа Святого не могут разделяться. Если разделять, значит усложнять Бога.
    Всё зависит от любви и предназначения.
    Думаю, на этом закончу, обозначив понятия. Дальше углубляться рискованно. Можно не туда зайти. Ответ на эти вопросы известны людям, которым господь дает эти знания. Боги по благодати. То, кто достигает этого состояния, тот ничего не скажет лишнего, не оттого что нельзя, а потому что нельзя объяснить человеческим языком. Поэтому будем исполнять заповеди Господни, и кому будет дано, тот познает, что такое благодать и дары Духа святого в полном объеме.

  2. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    21:59 03.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22-23).
    Таким образом, кроме даров Духа есть еще и плод духовный, по которому и определяется объективно наличие благодати в человеке.
    Благодать -это триединое действие Бога на сотворенный мир, и в этом смысле, и плод духовный и дары Духа – это формы одной и той же благодати.
    “Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается светлеется тройческим единством священнотайне.”
    В этой фразе сказано все о благодати: и ее триединство и всепроникновение, действие на любую душу, крещенную и некрещенную, а также дано подобие действия благодати на душу.
    В плане подобия пример предложенный Вячеславом не полностью соответствует образу в данной цитате. Благодать проникает все, а не проходит параллельно к чему- либо, не касаясь его. Но душа подобна предмету, который преобразуется под действием благодати в сотрудничестве человека с Богом, последовательно проходя три стадии одухотворения. Сначала душа подобна черному телу, полностью поглощающему жизнь, т.е. Божественная любовь, питающая такую душу жизнью, не распространяется дальше этой души. Затем, по мере труда, душа “светлеется, и возвышается чистотою” под действием благодати, т.е. начинает передавать благодать дальше, поглощая часть из нее. И при достижении святости душа ярко светит любовью, отдавая больше, чем получила. Эти три стадии соответствуют трем частям Литургии: очищению – черный цвет, просвещению – белый цвет и одухотворению – красный цвет, – доминирующий цвет Пасхи.
    Формы благодати возникают от преобладания в триединых Божественных Действиях одного из Действий Лиц Троицы. Например, призывающая благодать касается преимущественно воли человека, и поэтому может быть приписана преимущественно действию Бога Отца.
    Для меня, и как показывает опыт, для большинства прихожан, не важно какая именно форма благодати их посетила (призывающая, оправдывающая или укрепляющая), главное, чтобы благодать была в душе и нарастала в процессе духовного труда. И познается это по духовным плодам, главный из которых любовь. Духовные дары не обязательны для спасения и могут быть названы особенной формой благодати, благодатью особого назначения, которую обязательно нужно отрабатывать во славу Божию, иначе будет, как в притче о талантах. Раб, зарывший талант, был брошен в ад.
    Не вижу особого смысла классифицировать благодать,иначе можно увлечься формой и потерять содержание. Хотя у каждого человека свой этап и своя мера знания.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    11:57 04.11.2013 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Насчёт красного цвета Пасхи… Он всю жизнь был белым во всём Православии и во всех Церквях, пока царь не подарил священству накануне Пасхи красные облачения. И из почтения к подарку их одели на Пасху. Это мы учили в МДС в Истории Русской Церкви. Это очень поздняя традиция, причём местная. По моему глубокому убеждению, белый – это глубинная суть христианской Пасхи. Да и черные облачения великопостные – тоже противоречат заповеди Христовой и являются самодеятельностью чистой воды.
    Насчёт классификации благодати.
    Не моя она, а из современного учебника догматического богословия. И суть не в том, что благодать разная (благодать как проявление сущности Бога неизменна и проста), а в характере и интенсивности воздействия на человека.
    Про твой образ стартового состояния души, как абсолютно черного тела, которое потребляя не излучает, ты мне рассказывал ещё лет 7 назад. Я с ним не согласен, потому привёл свои соображения. Не согласен по простой причине. Есть масса народу, даже крещённого в детстве (т.е. в них образно говоря посажено зерно благодати), но они живут и умирают так, как будто благодати не существует вообще. Она проходит мимо них на протяжении всей жизни, не найдя за что зацепиться и как подтолкнуть. Таких людей очень много и становится всё больше. Если бы все были способны потреблять божественную любовь в форме благодати, то все бы приходили к состоянию излучения. А этого не происходит. Ну и о способности излучать больше, чем получил… знаешь, берут меня большие сомнения по этому поводу. Всё же не забывай о природе благодати и ее источнике. Человек святой жизни может ретранслировать, возможно концентрировано направить благодать. В этом ему поможет поселившийся в нём Святой Дух. Но послать больше, чем принял не сможет. Сможет только Бог по его молитвам. Для избранных же людей твой образ подходит. Но он не обладает иллюстративной универсальностью.

  4. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    14:41 04.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Сам человек, без Бога, вообще не живет, так как не обладает жизнью в самом себе, поэтому во всяком творении и в любом человеке, независимо от вероисповедания, присутствует животворящая благодать, следовательно, как минимум, вне этой благодати не находится никто: ни люди, ни ангелы, в т.ч. падшие. Исходя из этого, человек находится в постоянном сотрудничестве с Богом, как минимум для получения жизни, поэтому отдавать больше любви от может только благодаря Богу: “всякое деяние благо и всяк дар совершен свыше есть, исходящий от Отца светов”… Разве Бог не создал этот мир для умножения любви, что должно произойти при обожествлении человека – достижения духовного уровня последнего Адама – Христа?
    Я не думаю, что закон сохранения энергии и правила оптики применимы к понятию благодати, вернее для описания ее подобия. Да, с поворотом к благодати, в смысле ее усиления в человеке, можно согласиться, но сама поверхность также содержится благодатью в акте Вседержания, и меняется, преобразуется под действием благодати в другой материал в акте Одухотворения.
    О всех людях судить не берусь, ведь ты не знаешь, чтобы было с этими людьми без крещения. Если человек прожил жизнь мирно, не спился и не убил, не украл и т.д. – разве это только по природе человеческой, ведь “помышления сердца человеческого -зло от юности его”? Вот тебе и укрепляющая благодать – люди не совершили зла, заложенного в них, не дали развиться “семени тли”, тем и реализовали свой единственный талант.”Не все апостолы, не все учителя…” А если у тебя их 5 или 10, то жизнь этих людей может показаться безблагодатной. Если любой человек любил, хотя бы своих близких или даже какое-то живое существо, то он по мере своей познал Бога, а значит на таком человек есть благодать: “Бог есть любовь, кто не любил, тот не знает Бога.”
    По поводу духовного образования я уже высказывался, ты и сам, Слава, недоволен качеством духовенства в его большинстве. А может, нужно так осуществлять духовное образование, чтобы в его процессе в выпускниках нарастала любовь к Богу и ближнему, а не только была информация о видах благодати, часто, увы, без наличия самой благодати? Духовное знание – это умение любить Бога и ближнего, а все остальное – информация о духовных вещах, которая больше надмевает, чем назидает. Все та же тема о равновесии любви и знания.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:10 04.11.2013 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    А с чего ты взял, что для жизни человека нужно действие благодати? У твари нет жизни в самих себе, но есть жизнь данная Богом. Корова кушает траву и живёт дальше. Человек ест, организм создаёт энергию питания организма и плоти. Это для полноценной жизни, к которой человек был создан, нужно поселение в человеке Духа Святого. Человек наделяется жизненной силой и живёт пока она не закончится. Благодать нужна не для поддержания жизни, а приобретения свойств уподобления Богу. Церковь утверждает, что Бог присутствует в мире не соединяясь с ним. Это на небе в вечности ангелы и люди будут поддерживаться благодатью. Согласен, что вне благодати никто не находится, но не каждый может от нее получить благое воздействие. Бог дал миру импульс жизни и мир живёт за счёт этого. А где написано, что человек и вся тварь каждую секунду бытия существует за счёт постоянного воздействия благодати? Просвети, серьёзно

  6. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:22 04.11.2013 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Благодать всё время контролирует мир, держит его, но не поддерживает и не питает. Благодать пронизывает и бесов, и ад, и бесноватых, и звёзды с планетами, но ни с чем не соединяется и все контролирует, обеспечивая реализацию Промысла. Она не является хлебом для тех, кому он не предназначен и кто не готов его воспринять. Она учит любви тех, кто к этой любви стремится. Думаю, рассмотрение благодати, как жизненной подпитки мира – это догматическое заблуждение.

  7. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    15:22 04.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Это целая тема, требующая серьезной доказательной базы. Но ключевой вопрос: как Бог подает жизнь творению, если сама жизнь – это не творение, т.е. не относится к тварному миру? Нужно анализировать бытие Святой Троицы в созданном мире, а более конкретно непрерывное взаимодействие человека со Святой Троицей, в центре которого – жизнь. Ведь конечная цель – это получение жизни вечной, стать последним Адамом – духом животворящим. Но так как Бог есть любовь, то одухотворение в пределе – это обладание в себе животворящей любовью, а не просто жизнью, как эликсиром бессмертия.

  8. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:29 04.11.2013 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юра, всё на порядок проще, ознакомься с православной догматикой. Тот, Кто имеет жизнь в Себе живёт безусловно вечно и может давать жизнь другим. А тварь может жить временно (если есть время и смерть) или вечно за счёт Того, Кто имеет жизнь в Себе. И мы, если удостоимся вечной жизни будем в вечности поддерживаться благодатью. Но сейчас не так.

  9. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий
    Местный
    16:25 04.11.2013 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Не все так просто. Святым Духом всяка душа живится… Сокровище благих и жизни Подателю… Необходимо допустить, как минимум, двойное животворение человека: Святым Духом – духовное, и через жизненную сущность, расходуемую в процессе жизни тела. Если мы стареем в процессе расходования жизненной сущности, то духовная жизнь содержит дух, душу и тело, как одно целое. И умереть можно по двум причинам – потеря жизненной сущности, от старости или болезни, а также отнятие Богом духовной жизни – это внезапная смерть на фоне полного здоровья, часто в молодом возрасте. В медицине есть даже диагноз – внезапная смерть, когда причины неизвестны. Тема слишком обширная, чтобы писать о ней в дискуссии. Если найдешь ссылку на тему животворения в догматическом богословии, поделись, буду рад.

  10. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:13 04.11.2013 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Всяка душа живится – а если не живится, а голодает? И не забывай про особенности своего возлюбленного церковно-славянского (живот вечный, а здесь Податель жизни). Если бы было корректно переведено с греческого, я бы с тобой посперечався, а так, какой толк? Если даже полиглот митр.Илларион Алфеев говорит, что не понимает смысл многих кусков богослужения на цся из-за корявого перевода и вынужден обращаться к греческому оригналу, чтоб достучаться до смысла, то твои аргументы из церковных песнопений лично для меня не имеют никакого догматического смысла. Если это вытяжка из Писания, то лучше цитировать её на понятном нам языке, тогда разговор будет предметный. В песнопения часто попадали выражения Христа и апостолов, потому лучше опираться на них. Назад, к Евангелию!


  11. Предупреждений - 0
    Сергей
    Гость
    11:08 05.01.2014

    “Дух Святой и благодать – это не одно и то же” прочитав эту ложь, дальше читать уже не стал…

  12. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:24 05.01.2014 / Мнений — 1124 / Статей — 365 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Дух Святой – это Ипостась, более современный аналог – Личность, а благодать – это сущность Бога Троицы, проявленная в тварном мире. Благодать – безлична. Если вы свидетель Иеговы, то вы пробуете возмущаться немного не в том разделе. Впрочем, дело ваше. Хотелось бы услышать, почему процитированное вами – ложь?


  13. Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Гость
    14:04 08.02.2016

    Прочитал статью.

    Мое понимание, которое расходится с пониманием автора.

    Благодать имеет два значения: 1. Сила Бога. 2. Дар Бога.

    Утверждение автора, что “благодать, божественная энергия – это проявление сущности Бога в тварном мире” или в сообщении автора 15:24 05.01.2014 – а благодать — это сущность Бога Троицы, проявленная в тварном мире, – по своей сути неверное.
    Согласно учению прп. Григория Паламы сущность и энергия не одно и тоже.
    Благодать, как актуальная сила или действие Бога, не есть Его сущность.
    Поэтому Бог как Сущность не может проявляться в тварном мiре, ибо мир и Бог не точек и области пересечения.
    В мiре познание Бога осуществляется через Его действия Нетварной энергии, которые носят названия Божественных имен.

    В мiре с самого его создания действуют два логоса, а именно логос Промысла и логос Суда. Логосы – это воления Бога или Его Нетварные энергии.

    Логосы Промысла и Суда действуют во всем мiре и для всех одинаково, говорою о разумных существах.

    С приходом в мiр Утешителя, Бога Святого Духа мир получил по Домостроительству еще два вида благодати: 1. Предваряющую или просвещающую. 2. Особую – обоживающую или усыновляющую, спасающую.

    1. Действует для всех людей и приводит их к правильной вере, Крещению и присоединению к Церкви.
    2. Действует только для тех кто в Церкви через Святые Таинства Церкви.


  14. Предупреждений - 0
    Oleg
    Гость
    21:47 30.03.2018

    Напомним из учебника догматического богословия, что благодать, божественная энергия – это проявление сущности Бога в тварном мире.

    А куда делось благое деяние не по заслугам, а из дара?

    Вы писали: Благодать, нетварный свет
    Это в каком учебнике благодать (суть тварная энергия) стала нетварным светом?


  15. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Sapientum
    Местный
    06:25 21.05.2018 / Мнений — 1 / Статей — 0 / Дата регистрации — 20.05.2018

    Если благодать – это тварная энергия, то тогда она принципиально ничем не отличается от электричества. Такое особого рода электричество, просто еще неизвестное науке. Именно это по сути и утверждал Варлаам в своем споре со св. Григорием Паламой. В учебнике богословия это может быть найдено в разделе ересей (варлаамитская ересь).

Комментировать

Цитировать


(required)

(required)


× 4 = тридцать шесть