Церковь и ключи

01.07.2014 / / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

ключ18 Поэтому Я говорю тебе: ты — Скала, и на этой скале Я возведу Мою Церковь, и даже силам преисподней ее не одолеть. 19 Я дам тебе ключи от Царства Небес, и то, что ты запретишь на земле, запретят на небесах, а что разрешишь на земле, разрешат на небесах». (Мф. 16: 18-19)

Адаптация или “развитие”?

Сегодня хочу написать о специфике и задачах церковного «развития». Когда еще писал свой цикл статей по Евхаристии, больше полугода назад, наткнулся на видео, где Осипов с иронией (как всегда, впрочем) аргументирует «недалекость» посылов к возврату практики первых времен христианства. Сказано было это по поводу частоты причастия и необязательности исповеди перед таинством.  Я понимаю, что в каждой шутке или иронии только доля шутки или иронии. Свою позицию профессор аргументировал экклезиологической теорией «развития Церкви», где, как и в теле, можно выделить младенческий возраст, детство, молодость, зрелость и старость. Теория выдумана не Осиповым, уже давно, и оправдывает существующие наслоения Предания тем, что и догматика в нынешнем виде сформировалась только в 4-м веке. Следовательно, Церковь развивалась, поскольку была не в состоянии оформить предмет веры в младенческом возрасте.

Но возникает несколько справедливых контр-вопросов. Если в 4 веке по отношению к 21 веку было «раннее детство» Церкви, то почему мы считаем те утвержденные истины достойными пения перед каноном на каждой Литургии? Может не стоит обращать внимания на «детские фантазии» и соорудить «диссертацию зрелого состояния», чтобы все было согласно теории развития и более правильно, чем в «детстве»? Почему мистическому телу Церкви вообще приписывать развитие? Разве Христос не один и тот же всегда? Разве Его тело на Небе претерпевает какие-то изменения? Разве в Писании нам не даны именно те истины, которые нашли отражение в нашей догматике? Ответы на поставленные вопросы очевидны.

Осипов излишне линеен, и только отчасти, прав. Может практика последующих агап в 2-3 вв и была осудительной, но агапы во времена апостолов были более сдержаны. На сегодня, зная весь опыт и проявившиеся недостатки, можно было бы последние устранить. Но зато всем было бы понятно, что вкушение пищи накануне не есть препятствие для причастия. И вино в умеренных количествах – тоже пища. Литургия оказалось «агапой» с такой особенностью, которая привела к перегибам в длине и количестве богослужений, и к возможности навешиваний «в нагрузку»  различных «пропускных билетов» к причастию. Но исходная агапа ближе к тому причастию по форме и духу, чем Литургия в ее сегодняшнем формате. Это только один пример, но с самым важным из предметов в помощи Церкви Христу по спасению людей. Если обобщить мою позицию, то я противник того, чтобы считать, что более позднее – более совершенное. Ведь есть и другое видение, что чем дальше от первых веков, тем больше «мути» и влияния общечеловеческой греховности со склонностью к фарисейству в церковной практике. Не должно быть линейности в попытках обосновать какое-то церковное явление или действие одной теорией, иначе можно нарваться на противоречие, как в случае с Символом веры.

Евангелие как эталон ключа

Базовая сотериология христианства неизменна с момента распространения Евангелий в Средиземноморье. Как «Ключ». Мне импонирует этот образ по разным причинам, но больше всего потому, что ключ не сможет открыть замок, если поменяет форму. Встречал у Честертона в апологии «Вечный человек» толкование ключа, как образа Церкви, но не согласен с таким соотнесением образа. Для этого специально привел цитату, где сказано, что Церковь Христова получит ключи, но не сама Церковь окажется своеобразным ключом. Поскольку, если сама Церковь – ключ, то достаточно христианину принадлежать к Церкви, и ты – спасен. Кстати, эта примитивная трактовка есть у всех: и у протестантов, и у католиков, и у православных. Потому ключ – это не образ Церкви, это образ спасения, а значит образ, приложимый к человеку.

На мой взгляд, сам ключ – это встроенная в конкретного человека возможность открывать замок от Царства Небесного. Ключ – это спасающее христианство в человеке. Точнее, в его душе.

Ведь мы знаем из антропологии, что после смерти душа неизменна, меняется она только при жизни в теле. Потому душу человека можно представить непосредственно как ключ, над которым работает человек всю жизнь посредством тела (или не работает). А после смерти тела, ключ либо открывает, либо – нет. Независимо от того, на каком этапе закончился процесс изготовления. Дальше уже сама душа ничего изменить не может. Но невозможно человеку, а Богу все возможно. Возможно, «испытание огнем»  есть не только сжигание греха, но и правка недоделанного человеком «ключа» от Бога. Особенно, если «ключ» таки вошёл в «замок», но не смог его открыть.

При рождении человека, «ключ» – это всего лишь ключная «заготовка» с засечками основных зазубрин от совести, находящаяся в душе. Бог является владельцем «замка». Он очень хочет, чтобы все люди открыли Его весьма непростой замок. Вот такой у нас необычно добрый Хозяин «замка». Бог, дал людям «Эталон» «ключа» (Радостную Весть), чтобы можно было подогнать ключ под эталон. Потому, «ключ», способный открыть «замок» – это такое себе не «халкидонское» слияние души человеческой с Писанием, которое проявляется в образе мысли и образе действия всего человека. Не «халкидонское», поскольку слияние может быть разорвано, а проявления «эталона» в человеке – утрачено.

Евангелие можно рассматривать не просто как эталон, а как штамп. Если человек так «впечатает» в душу Евангелие, то произойдёт штамповка дубликата без всякой длительной и трудоёмкой инструментальной обработки «заготовки». Потому старцы своих учеников заставляли выучивать Евангелия на память, чтобы в момент выбора сам Бог со страниц «Эталона» подсказал, какой поступок будет богоугодным. Но, каким бы не был путь человека, чтобы спасти душу, он должен уподобиться Христу. Ключ должен соответствовать эталону. Это важнейший духовный аспект образа. Не святыньки собирать на полке, не в хоре петь, не пономарить, не стоять в очереди к мощам или прикладываться к иконам, а уподобляться эталону мысли и поведения Богочеловека в Евангелии. И если что-то соответствует из списка духу Писания – делать, не соответствует – не делать. И развитие тут не причем.

Если соглашаться с теорией развития, то и Писание, например в синодальном переводе, и есть правильное. И не важно для такой позиции, что фанаты догмата о Троице приписали в послании от Иоанна: «И трое свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Дух Святой. И Сии три – Одно». А то, сколько у нас в истории фарисеев, свидетельствуют прибавки о посте в выражениях типа: «Сей род не изгоняется, кроме как молитвой и постом». Но так же ж хотелось взвалить на людей подвиги трудничества, что дошли до вставок в Евангелия и приписки к словам Сына Божьего. И не побоялись же. Я б лично не рискнул. Получилось как в жизни. Взяли эталон, приложили к заготовке, и давай мастырить копию по-живому. Ну где-то и эталон зацепили, как же без этого. Такого допускать нельзя, эталон должен быть неприкасаемым для грубых мыслей твари. Потому, все, искренне любящие Библию, ищут самые первые списки Евангелий и Посланий, чтобы выковырять из ложбинок эталонного «ключа» всякую «грязь», и увидеть его без свежих зацепок неаккуратной руки, чтобы эталон не оказался неспособным открывать замок.

 Хранительница «Эталона» ключей

Евангелие написано Святым Духом так, что прочитав его, получаешь зерно веры. Правда упасть оно может на разную почву. Но если упало на благодатную, то человек начинает искать ответы на непонятые моменты. И Бог своим Промыслом приводит человека в Церковь. Кого прямым путём, кого «кружным», как меня, но всегда с пользой для опыта воцерковления. Церковь рассказывает верующему о наличии «заготовки ключа» – души в человеческом теле, которую нужно спасать от ада в будущей вечности. Кроме того, на Церковь возложена обязанность дать поверившему в призвание руководство по правильному пониманию «Эталона» и «инструмент» для работы над ключом (Таинства). И, наконец, Бог завещал Церкви проповедовать «Эталон» во все времена и всем людям. Заметьте, проповедовать не Православие, Католичество или Кальвинизм, а Евангелие. Поскольку, если человек станет точным «дубликатом» Евангелия, то не важно, в какой номинации он приобрёл это свойство. Бог знал о будущем разделении, и потому предметом проповеди сделал не Церковь, а «Эталонный Ключ». Мне проповедовали Свидетели Иеговы Евангелие. Я его прочитал, и в конце-концов, после рассмотрения протестантизма и католичества, выбрал Православие. Хотя большой беды не было бы, если бы выбрал Католичество. Лучше быть таким католиком, как Клайв С.Люис, чем таким православным, как я.

В современном мире «эталон» можно купить и в магазине. Да и раньше можно было купить свитки у переписчиков, но за большие деньги. Но такая возможность существует только потому, что Церковь собрала все самые точные сведения об «эталоне», хранила их на протяжении многих веков и переводила их на многие языки народов мира. С «эталоном» не все так просто, хоть и можно его даже просто купить. «Эталон» не имеет слепка. Он описан в словах живых людей, но Духом Святым. А берущийся ознакомиться с эталоном, хотя и является человеком, но не имеет в себе Святого Духа, а потому не сможет понять в точности там написанного. А ведь от этого зависит открытие главного замка всей жизни.

Человек привык учиться в школе, которая учит по-человечески, с помощью четких формулировок и определений, а не через рассказ или проповедь. Кроме того, живя в другую эпоху и имея другой опыт, многие аллегории оказываются недоступны для понимания. И Церковь взялась растолковать информацию об «эталоне», облекши описание Духа Святого в привычные всем людям определения и форматы мудрости. Но это не развитие Церкви, как говорит тот же Осипов. Это адаптация и снисхождение к особенностям человеческого ума проще воспринимать по-человечески оформленную мысль, а не растворенную в повествованиях и аллегориях. Учение воспринимается как таковое, если представлено и систематизировано логично. История Христа на земле воспринимается как учение только тогда, когда в человеке есть Тот, Кто его писал через апостолов. А до этого человек может не понять или понять плохо учение Бога в Радостной вести. Т.е., все продвинутое богословие, аскетическое учение отцов – это конкретизация и адаптация учения Бога из Нового Завета для людей. И послания апостольские – это первая конкретизация и адаптация сказанного Богом в Евангелиях для людей. Это пример нам, что в основании любой истинной христианской религиозности должен быть Христос и Его учение в Радостной Вести. Сами чистые (исходные) сведения об «эталоне» от Бога представлены в 4-х Евангелиях. Следовательно, «эталон» неизменен, а его разъяснения могут меняться от эпохи к эпохе. Но процесс адаптации – это явно не развитие. И потому только отдельные составляющие Предания могут входить в толкование «эталона» (богословие святых отцов и богословов). Остальные его элементы только отвлекают в сторону христиан от их дела всей жизни – подготовки к смерти тела и открыванию «замка» ключом души.

Ключ пальцами не обработаешь, даже если понимаешь глубоко суть эталона. Нужен инструмент. «Инструмент» же для обработки нашего «ключа» и «тиски» для его фиксации, настолько уникальны, что есть только в Церкви, и вне неё не могут быть воссозданы. Назовем «инструмент» таким себе «напильником», который будет помогать человеческой руке делать зазубрины на ключе.

Причастие происходит в конце Литургиии, которая является «ручкой для напильника». Правда, здесь Церковь переусердствовала, и сделала ручку из золота, с инкрустацией бриллиантами и с разными завитушками и вычурной формы (длина и количество служб, их непонятность и частичная бессмысленность). Получилось, что люди, приходящие в храмы Церкви, пялятся на «ручку», любуются ней, не обращая внимания на возможности напильника. Не понятно вообще, зачем эта железяка портит своим видом такую восхитительную «ручку»?! Да и «ручка» с каменьями стал неудобна для держания, но прийти полюбоваться нею каждый считает необходимым еженедельно. Берут в руки и используют по назначению напильник редко. Да и движение без усилия приводит часто к почти незаметному результату. Держать же неудобно. Зачем на ладони раны делать?

Мы знаем, что совсем необработанная заготовка ключа даже не входит в замок. Если на заготовке сделаны верно все основные зазубрины, ключ войдет в замок, но не откроет его, поскольку неосновные не сделаны. До этого состояния может привести Церковь. Точная доводка ключа уже происходит с помощью Владельца замка (Святого Духа). Но пока основная работа не будет сделана в Церкви, Хозяин замка помогать не станет. Его «инструменты» – для ювелирной работы.

Обобщая всё выше сказанное, о Церкви можно сказать, что ее задача быть хранительницей «эталона» и его активной проповедницей. Чтобы он всегда был доступен на всей земле любому человеку, загоревшемуся верой. Она должна развернуть и растолковать «эталон» с божественных изречений так, чтоб это было понятно любому человеку любой эпохи, акцентируя внимание на тех особенностях, на которые сам человек не обратит внимания. И наконец, Церковь должна обеспечить всех желающих в необходимых «инструментах» для изготовления «ключа» в себе, или даже из себя.

Свойства ключа

Почему ключ удачный образ?

Ключ имеет форму – в Евангелии есть заданные параметры ключа. Любая другая форма не откроет дверь в Царство Бога. Неизменность засвидетельствована апостолом Павлом. Следовательно, нужно только хранить и воспроизводить «эталон» в душах верующих, не внося туда ни малейших изменений и коллективных и личных соображений.

Ключ неизменен в открывающей части – изменение исходной формы хоть немного ведет к тому, что он просто перестанет открывать, и даже не сможет войти в замок. Потому Церковь не может менять исходные установки Писания, а человек не может пытаться открывать чем-то иным, кроме любви. Можно украсить ручку ключа позолотой (богословием и знанием «эталона»), инкрустировать бриллиантами (добрыми делами), повесить на дорогую цепь (обрядоверия) и положить в парчовую коробку (второстепенной ценности веры в жизни). Но если открывающая часть ключа не сможет даже войти в замок, то все эти украшения будут Богу и нам демонстрировать глупость и бессмысленность наших украшательских «работ» по ключу. И здесь можно говорить, что эти украшения часто подталкивает нас делать сама Церковь, и даже не стремиться выбить из нас привычку ходить каждое воскресенье любоваться «ручкой от напильника».

Есть вещи, типа «позолоты ключа» которые действительно получили развитие, но это как бы не совсем развитие. Это придание формы тому, что было известно, и не сразу рассмотрели в Посланиях и Евангелиях. Ведь любая догматика формулируется в соответствии со сказанным в Писании. Элементы литургики взяты из Писания. Катехизис без Писания – ноль. Апостол Павел жестко сказал христианам в Галатии: 6 Диву даюсь, что вы так скоро отступились от Того, кто призвал вас по Своей великой доброте, и решили следовать какой‑то иной Радостной Вести. 7 Нет иной Вести! Есть люди, которые сеют у вас смуту, желая извратить Весть о Христе. 8 Но если кто‑то возвестит вам Весть, отличную от той, что была возвещена — даже если это буду я сам или ангел с неба, — да будет он проклят! 9 Я уже говорил раньше и теперь повторяю: всякий, кто возвещает вам нечто иное, чем то, что вы получили, да будет проклят! (Гал. 1: 6-9) И Церковь разово определила, что есть исходная весть, в виде канона Нового Завета. Потому все, что не согласуется по букве и духу с возвещенным в каноне, можно, а то и нужно менять. И приводить в соответствие. И слово «развитие» здесь не при чем. Более точная формулировка может быть оформление (под мудрость конкретного века) или адаптация (под конкретный язык и свойственную конкретному времени фразеологию).

Ключ сложен – это не просто загнутый гвоздь. Это сложный инструмент формирования соответствия, который задан в Святым Духом в Писании для всех, кто желает уподобиться Христу. Не достаточно знать две основные заповеди о любви к Богу и ближнему. Нужно знать, в чем заключается их исполнение и как духовно расти в этом направлении. Учение Церкви на базе Нового Завета представляет сложность даже в теории. И даже взять в руки «напильник» много ума не надо. Важно сделать точное движение. Если усилия недостаточные, то можно до смерти не успеть сделать работу. А если излишние, можно так испортить заготовку, что ее уже ничем до смерти не исправить (отпадение от Церкви, впадение в ересь).

Ключ не должен гнуться и прогибаться – метал ключа должен быть крепким, хотя нужно будет открыть замок всего один раз. Изогнутый ключ, который прогнулся под прессингом за веру, или просто от усилий «напильника», даже при сохраненной форме открывающей части просто не войдёт в замок. Т.е., человек в своем исповедании не должен идти на поводу у требований мира, нарушая принципы, заложенные в Писании и догматике. Не факт, что после прогиба или предательства, мы обратным движением сможем вернуть ключ к состоянию вхождения в замок. Да и знать мы этого не будем. Попробовать, входит ключ или нет, разрешает только Владелец замка, и тогда, когда посчитает нужным. Многие же могут пребывать в иллюзии, что ключ почти готов, а он при этом кривой, погнутый, местами переточенный и в других местах не доточенный. И до предложения от Владельца проверить его ещё бесконечно далеко.

Деланье и создание видимости

Благочестивый верующий, глядя на это все скажет: Да, процесс сложный, но вполне ясный. Изучаем «эталон», пояснения к нему от Церкви и не ленимся практиковаться в использовании напильника с неудобной ручкой, без фанатизма, но и без лени. Ради благой вечности, чтоб открыть туда замок лично изготовленным ключом.

Но… Церковь говорит, что это совсем недостаточно. Оказывается, есть сопутствующие дела и процедуры, без которых процесс индивидуальной работы невозможен. С частью из них вы соглашаетесь:

  • Нужны специальные здания, где будут выдавать «напильники».
  • Нужны хранители и надсмотрщики за «напильниками» («ручки» очень дорогие, да и уникальность требует сохранности).
  • Пение настраивает на более точные движения (хотя лично для меня вопрос спорный, лучше самому что-то напевать, а лучше вообще молча).
  • Для вышеперечисленного нужны деньги, кои надо жертвовать хранительнице «эталона» и «напильников».
  • Нужны тиски (исповедь), и их нужно брать всем, даже тем, кто хочет фиксировать заготовку ключа пальцами.
  • Нужны книги о том, как другие изготавливали свой «ключ».

А другая часть вызывает искреннее недоумение, хотя в начале своих походов в здание с напильниками, вы думаете, что без этого невозможно:

  • Не понятно, зачем на ручке напильника столько завитушек, что его неудобно держать (до боли в ногах).
  • В зданиях происходят и другие какие-то процессы до боли в ногах, не имеющие к работе над ключом отношения, и в которых тоже нужно принимать участие.
  • Чтобы считаться правоизготовителем ключа, надо о чем-нибудь просить в молитве, открывших замок, да ещё и целовать и поклоняться их нетленным останкам. Желательно покупать их изображения, а в «зданиях с напильниками» заставлять ими место, где шлифуют ручки от напильников, и готовят последние к работе.
  • Здания и одежда служителей здания должна быть богатой и не дешевой.
  • Оказывается, чтоб лучше работать над своим ключом, надо ездить в другие здания и пользоваться другими напильниками, которые почему-то считаются лучше, чем в моем храме.
  • Для работы нужно еще купить осветительные приборы, а также шлифовку и позолоту.
  • На всё это тоже нужны деньги, но в данном случае, возникает большой вопрос в целесообразности этих расходов.
  • Иногда надо в здание с напильниками приносить траву, яблоки, ветки/веники, лекарственные растения, воду.

И ты задумываешься, а какое это все имеет отношение к изготовлению ключа?! Почему люди из здания зациклены не понятно на чем, хотя являются хранителями «эталона» моего «ключа» и не напрягаются в призывах ко мне и мне подобным глубже изучать «эталон» и пояснения к нему? А ведь некоторые «изготовители» так увлекаются второстепенными делами и процессами в здании, что забывают и об «эталоне», и о «работе над ключом», а то и о самом «ключе».

Т.е., Церковь, по Осипову, таки пошла по пути развития, отходя от того, что сказано в Эталоне.

  • Язык должен быть понятен – у нас понятен только для филологов и людей, склонных к изучению языков.
  • Епископ должен быть добрым семьянином – у нас монах, и в последнее время нередко содомит, из-за нарушения Павловой заповеди.
  • Симония жестко осуждается в Деяниях – у нас процветает.
  • Нигде в Новом Завете не упоминается почитании мощей – у нас же это просто фишка, чтоб в храме были мощи.
  • О почитании икон (как и о запрете, впрочем) – ни слова, но у нас это целый культ и проявление «истинной православности».

Потому и возникает потребность напомнить, чем на самом деле надо заниматься. Надо звать к Евангелию, делать его доступным в качественном современном переводе, одобренном Церковью. Надо ориентировать на причастие, а не выдумывать препятствия для него. В том числе и исповедью, что ее профанирует и превращает в констатацию проступков.

Что есть на потребу?

Нужно отказаться от мотлоха «развития» Церкви и вернуться к пути прояснения «эталона». Я не говорю, что этого прояснения нет. Его не мало, но оно недоступно для современной практики изготовления своего «ключа» верующими. Это подтверждает не только Игнатий Брянчанинов. Реально это дело поставлено было у митр.Антония Сурожского, ныне приснопамятного (100 лет со дня рождения отмечаем). Львиная доля же священства и епископата занимается плодами развития, или страдает от них. Страдает и миссия Церкви, поскольку бурная деятельность проявляется не в помощи изготовления «ключей», а в создании антуража этому изготовлению. Тогда как единое есть на потребу. Мария избрала благую часть, которая от нее не отнимется. Просто Мария впитывала информацию об Эталоне и замке от их прямого Хозяина. И это так ложилось на ее душу, что Господь это заметил. Это тот уникальный случай, который я упоминал в статье, когда Радостная Весть без всяких «напильников» с ручками отпечаталась как штамп богоподобия в душе святой, сразу создав ключ, который откроет ей дверь в Царство Небес. И из предания мы знаем, что открыл.

 

Развитие темы произошло в статьях:

Границы Церкви

Об устройстве падшего человека

Обсуждение


  1. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    10:36 02.07.2014

    ОЧЕНЬ!!! Понравилось выражение: “Раз в неделю ходить любоваться ручкой от напильника”. Просто блеск. Да еще и такой, за которую браться не удобно. Идея хороша! Так и есть, кто причащается по “исконно православному” обычаю 5 раз в год. А вообще статья хорошая. Я так понял, что это продолжение “Назад к Евангелию” Концовка похожа, и нацеливает на Евангелие, а не обряд.

  2. Pendragon
    Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Pendragon
    Модератор
    11:30 02.07.2014 / Мнений — 36 / Статей — 5 / Дата регистрации — 01.10.2013

    А чего именно 5 раз в год является исконно православной традицией? Я слышал, что у них было в почёте причащаться раз в год, а лучше только перед смертью. Хотя логичнее было бы 12 раз на двунадесятые, и тринадцатый на Пасху.

  3. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    12:02 02.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    У самых православных на земле, которые может не православнее только самого Христа, и то не намного (речь идёт о русских), была “благочестивейшая” традиция причащаться во все посты по разу (а их 4) и один раз на именины. Итого – пять. 12-13 раз, это излишне “благочестиво”. Гордынька духовная, однако. Но и этот формат – что-то типа повинности. Мрачное и несвободное православие, вернее его предания(((. Из будущих батюшек такие предрассудки надо выбивать обухом до полного понимания. Тогда не будет маразматических запретов на причастие в Пасху и некоторые двунадесятые праздники. Типа, Ручку от напильника я вам покажу, так и быть, а напильник – приходите в другой раз.

  4. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    12:30 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Если ключ – это душа человека, преобразованная Святым Духом, то Эталон – это Христос, как совершенный человек, а не Евангелие, которое тоже является инструментом. Вспомни, сколько святых, особенно первых веков, да и недавнего времени спасались без подробного изучения Евангелия, а только выполняя заповеди, и даже две главных. Не станешь отрицать, что в двух заповедях любви – весь Закон и пророки, а кто не понял, пусть читает Евангелие. Но это инструмент, как и богослужения с Таинствами, а не Эталон. Наличие пути спасения вне книжного богословия, говорит о том, что Эталон есть в самом человеке и появляется там после Крещения, просто одних он ведет путем сердца, голосом совести, а других книжным путем – путем разума, который менее совершенен, так как может увести в гордыню и духовную слепоту. Вспомни фарисеев и духовных учителей Израиля, которые наизусть знали Писания, но не увидели и не приняли Христа. Выходит. что чтение священных текстов стало им в погибель, так как они возгордились и ослепли, и стали ниже неграмотных рыбаков, которые приняли Христа сердцем.
    Второй момент, во всех упрощениях, видна как бы благая цель – сделать путь прямым, и выделить главное, но, может быть в части упрощений, скрыта обычная духовная лень – сопротивление плоти, обелеченное в благообразные рассуждения об избыточности и целесообразности элементов духовной практики.

  5. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:54 03.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Юра, так я ж и написал, что заставляли заучивать на память своих учеников православные старцы, чтобы ПРИМЕНЯТЬ В МОМЕНТ ВЫБОРА. Применять, Юра, а не просто заззубрячить на память и гордиться этим. И впечатывание Евангелия в душу – это деятельное, а не умственное действие. Христос не может быть ни ключом, ни его эталоном априори, в рамках данного образа и вообще. Даже Дух Святой. Ключ – это инструмент. И Евангелие – это инструмент. В этом адекватность образа. А Христос – это цель. Не может быть Бог инструментом. Инструмент всегда служит достижению цели. Когда цель достигнута, пропадает смысл и в инструменте. А в Христе не может исчезнуть смысл и в жизни будущего века, ты это прекрасно понимаешь. Я этот образ долго продумывал и систематизировал. Неделя напряженного труда. Все верно. Христос – Владелец замка, и никак не Ключ. Если ты хочешь представить Бога как инструмент, то это выходит за рамки моего образа. Тогда пиши свою статью и обосновывай образ. Моя цель была обосновать внеконфессиональную ценность Евангелия для спасения души. Надеюсь, я этого достиг, если адекватно воспринимать образ, не пытаясь его переделать.

  6. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    15:58 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Но, исходя из твоей логики душа -ключ, т.е при вхождении в Царствие в ней тоже нет потребности. Ключ – это не душа, нечто временное, например земное знание, ненужное на небе. Когда ты говоришь, что душа – это ключ, ты ее также приравниваешь к инструменту. А если душа – это объект спасения, то и Христа можно сранить с эталоном ее уподобления. Но никак не с инструментом.
    А кто из изучающих Евангелие делает это для зубрежки? Фарисеи искренне полагали, что напитываются Божественным Духом, и являются единственными носителями истинных духовных знаний. Прелесть невидима для обольщаемого.

  7. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    16:51 03.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Многие афонские старцы давали задание ученикам учить Евангелие. Это я читал у Брянчанинова, не выдумываю. Это не из области “Один старец сказал”.
    Что касается души, Юра, то не мне тебе рассказывать, что душа – это не человек. Человек – это душа в теле. Душе нужно прийти ко Христу. Но во всеобщем воскресении она из ключа превратится в полноценного человека. И обретет тело она согласно качеству своего состояния богоподобия. Богоподобная душа – это инструмент благой жизни будущего века человека в вечном теле. Потому и душа – это инструмент. Евангелие впечатается в душу христианина (эталон воспроизведется в душе), душа по степени богоподобия Евангельского будет определена в Верхнее или нижнее Царство. После Воскресения людей Евангелие (инструмент, эталон ключа) уже не будет проповедоваться, но останется в душе (душа без тела неизменна). Душа получит соответствующее тело, согласно правильности формы ключа и перестанет быть душой, а станет человеком. Т.е., душа сольётся с новым телом по халкидонски.
    Ты недопонимаешь мой образ, по моему, но он рабочий. Так что душа – это тоже инструмент возрождения человека в Царстве Небесном. Если он тебе не по душе, дело твоё. У нас разные пути воцерковления. Но Истина у нас одна)

  8. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:41 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Я придерживаюсь разделения человека на дух, душу и тело. Дух -субъект спасения, душа – объект, в котором мы получаем результат, а тело – форма существования в которой мы можем участвовать в спасении лично. Поэтому душа – никак не инструмент, хоят бы потому что она изменяется, т.е. ничего постоянного произвести постоянно изменяющимся и колеблющимся инструментом невозможно.
    А по сути изучения Евангелия, то это без сомнения полезно, но, где в самом Евангелии сказано, что его изучение необходимо для спасения? Я не сужу о благодатности твоего пути но, создается впечатление. что ты проповедуешь преобразующую силу Евангелия, подобно Таинствам. Несколько напрягают слова: “Евангелие впечатается в душу и она преобразится”. Похоже на магизм, с которым ты сам борешься в богослужениях. Сколько епископов вокруг, начиная с бывшего митрополита Филарета, у которых Евангелие не впечаталось, да и фарисеям постоянное чтение священных текстов не помогло. Евангелие важно, но не стоить им заменять благодать, это не синонимы.

  9. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    18:52 03.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ощущение, что ты не читаешь, что я тебе отвечаю, или читаешь по диагонали. Впечатывается не магически, а по образу мысли и образу действия евангельского. Через уподобление. В первом ответе тебе я это акцентировал прописными буквами против правил сайта. Но ты не обратил и на это внимания. Душа меняется при жизни в теле, но становится неизменной как ключ, после смерти тела. Иначе зачем тогда напильник – Причастие, и тиски – Исповедь. Но они нужны, пока душа в состоянии принять изменения, через тело.

  10. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:02 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Не способной к падению, лучше сказать. Почему ты отрицаешь посмертное развитие души в Божественной любви? как быть с мытарствами и задержками на них для исправления через мучения? Все это виды изменений. которые проиводятся над человеческой душой.
    Мытарства – ведь не окончательный приговор, который будет после Страшного Суда? наверное, правильно сказать, что душа после смерти не изменяема для человека, но может восходить из совершенства в совершенство, а также гибнуть – меняться в аду.

  11. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    18:54 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Моя позиция в том, что человек, живя в теле, исполняет заповеди Бога, который преобразует душу человека, по результам его дел. Евангелие полезно, особенно, при отсутствии наставника, но его изучение не является исполнением заповедей, хотя можно косвенно отнести изучение к первой заповеди. Можно ли заменить или отождествить спасение с чтением Евангелия, не уподобимся ли тем фарисеям, которые знали, но не исполнили? я не противопоставляю дела Евангелию, но считаю, евангелие -это инструкция к спасению, а не преобразующая душу магическая книга.

  12. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    12:47 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Еще о свободе православия. Многие духовные отцы утверждают, что первый этап духовного роста – это подчинение плоти, где пост и молитва играют ключевую роль. Так вот,на этом этапе плоть, точнее бесы через плоть, восстают против подвижника, причем так сильно, что он чувстует себя рабом, исполняющим повинность. И если эта борьба будет пройдена, только тогда человеку начинает открываться истинная свобода во Христе. А если человек борьбу не выдержит, то свою лень и поражение станет облекать в идеи свободы и рссуждения о неудобоносимости духовных трудов. Это не лично, к тебе, Слава, это относится ко всем и ко мне, в первую очередь, так как является защитной реакцией – проявлением инертности нашей плоти в отношении духовного труда. И чем человек образованней, тем изощреннее и утонченнее эта защита – целые теории люди выдвигают, почему именно для них, этот узкий путь не подходит. Образно, если тебя утром выгоняют на зарядку в мороз, в 6 утра, то кто-то попроще скажет прямо: не хочу , а студент выдвинет целую теорию о вреде пробежек на морозе на голодный желудок, да и еще в такую рань. Но оба по сути одно и тоже – лентяи. Поэтому очень важно, занимаясь реформами духовной сферы, помнить об этом обольщении, чтобы не оказаться в плену виртуального “спасения”.

  13. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    14:07 03.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Когда ты что-то делаешь бессмысленное для тебя, но в чем видит смысл старец, твой учитель – я не спорю. Но у тебя нет старца-учителя. И каждый должен понимать, что фарисейство в человеке искони грехопадения, когда тело часто не в курсах видения души. Мы испорчены, рассогласованы, и потому в религиозности мы очень часто магичны и примитивны, думая, что Богу надо, чтоб мы отстояли или скупались в какой-то купели, или вычитали какой-то акафист. Если нет старца-наставника, то наставником должно стать Евангелие, по слову свт. Игнатия Брянчанинова. И сквозь его призму надо смотреть на смыслы своей религиозности, чтоб не делать то, что вызывает сомнения целесообразности. Церковь не непогрешима. Это факт, доказанный историей многократно. Особенно в отклонениях от Евангелия. Чтобы спастись, я должен уподобиться не Церкви, а Христу. И Церковь не учит уподоблению в храмах и на приходах. Она вообще часто даже забывает об этом напомнить, особенно на больших приходах. Ты должен сам. Такова специфика этой эпохи. И об этом я тоже вроде как написал и хотел сказать. В крайнем случае говорю в комментах. Их тоже читают.

  14. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:13 03.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Протипоставление Церкви (она грешна и ничему уже не учит) и Евангелия очень симптоматично. Что ты понимаешь, под словами: Верую во единую святую соборную апостольскую Церковь? Есть ли она для тебя сейчас в твоем понимании? Очевидно, что ты в нее не веришь, а пытаешься воссоздать -реформировать путем “правильного” понимания евангелия. Но это путь в секту, многие так ушли за последние 500 лет.


  15. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    11:29 04.07.2014

    Юрий. По моему, и в статье, и в обсуждении, Вячеслав несколько раз подчеркнул, что необходимым инструментом для спасения является Причастие. И он, я так понял, причащается. Значит член Церкви. Если б не верил, не причащался бы. Вера должна в Церковь должна быть не на словах, а на деле. И таким главным делом является регулярное участие в Евхаристии. Потому критика Церкви – это не отказ от веры в нее. Если я ссорюсь с матушкой, и даже ругаюсь от возмущения, это совсем не значит, что я ее разлюбил.

  16. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:12 04.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну фсьо. Я не “верую во Едину”. Отец Николай тебе ответил по-своему. Но я не это хотел тебе сказать. Для меня Церковь это не организация, а собрание людей, которые объединены Христом и Евхаристией. В них верят совершенно не так, как в Бога или в Евангелие. “…Он говорил: «Настал час! Царство Бога близко! Покайтесь и верьте Радостной Вести!»” (Мк. 1: 15) “А пока еще светит вам свет, верьте в свет — и станете сынами света!» И, сказав это, Иисус ушел и скрылся от них. ” (Ин.12: 36) “Пусть сердце ваше покинут тревоги! Вы верите в Бога, так верьте и Мне! ” (Ин. 14: 1) Всего три резидентных прямых призыва в 4 Евангелиях, и ни одного о вере в Церковь. Нет к этому призывов и в Посланиях. Т.е. в Символе веры речь идет о доверии Церкви. И я ей доверяю. Я об этом писал выше. И Православной Церкви больше, чем другим. Но сами границы Церкви шире, чем Православие. По моему, тебе это муляет))) Есть католики и даже протестанты гораздо лучшие христиане, чем наши многие озлобленные православные. Делает христианином уподобление Христу. И науку об этом можно найти в Евангелии. И ее находят не только православные. Для меня Церковь шире, чем Православие. Но я принадлежу и исповедую веру православно. Где-то так

  17. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:21 04.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Отвечая на более ранние вопросы… По поводу неизменности души. Тело – инструмент изменений в душе, и даже механизм ее рождения и роста. Без тела душа неизменна. В чем застану, в том и сужу. Открой учебник по догматике и почитай. Это учение Церкви. Грешная душа может претерпевать изменения после смерти от огня. Об этом есть в моем толковании. Больше ни о каких изменениях душ нет ни слова. На мытарствах происходит взвешивание между добром и злом в душе, при активном вмешательстве любви Божией в отсутствии внутреннего ропота. Но изменений с душами не происходит. И волевого изменения душ после смерти тела не происходит. Нет такого учения в Православии. Если есть, приведи примеры с подтверждением из учебников.

  18. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    13:32 04.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Учение о духе, душе и теле, которое поддерживал и свт.Лука Войно-Ясенецкий, есть в нашей антропологии. Оно выделяет в душе душевное – сердце, а ум души называет духом. Не суть. Моего образа никак это не касается. Поскольку ум остается в душе после смерти тела. И может молиться о прощении, может сокрушаться вместе с сердцем, но поменять сам, как в теле ничего не может. Может сделать теперь только Бог. Изменения опять станут возможны после всеобщего воскресения. В этом и воспитательная функция ада. Кто примет его как “по заслугам” при получении тела и приходе на Последний Суд (а там по учению Церкви будут судить не души, а людей), получат прощение, скорее всего. А кто будет роптать и хулить Бога, те пойдут в теле в муку вечную. Вообще, не знаю, почему я тут излагаю конспект из учебника. Возьми почитай сам. Тебе все равно будет полезно для твоей работы. Сухость и влажность с четырьмя стихиями – это хорошо. Но и учение о загробной участи знать не помешает. Если браться за лечение всего человека, а не только тела.

  19. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    23:00 04.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    О загробной жизни информирован достаточно из канонических источников и пересказывать учебники нет нужды.

    “Но сами границы Церкви шире, чем Православие” – т.е. существует Церквь христиан, не объединенных Евхаристией? Ведь православные не причащаются с католиками, а первые и вторые с протестантантами, которые положили основной только евангелие и вроде исполняют заповеди, они – тоже Церковь Христова? Мы, очевидно, различаемся в подходах к вере, даже диаметрально, Слава, но я не думал, что так широко представляешь единую соборную апостольскую Церковь. Я готов, с оговорками, и частично признать каноничность католической церкви и не более, хотя не готов принимать там Таинства.
    Вы также считаете, отец Николай – в смысле определения Церкви, данном Вячеславом?


  20. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    15:06 05.07.2014

    Католики однозначно братья. Западноевропейская реформация – от католиков. В них есть, образно выражаясь, осколок Церкви. И у них есть тоже причастие. С остальными всеми сектами христианского толка – считаю их однозначно вне Церкви.

  21. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:06 05.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Но если у протестантов прервана преемственность рукоположения, как их причастие может быть действительным? Что таинства католиков действительны я знаю, видел во Франции священников, которые перешли из католицизма и их рукоположение считалось действительным, но наличие действительных таинств у протестантов отрицали все священники, с которыми я говорил, ди и сравнительное богословие говорит об этом. католик, приходящий в православие не требует крещения. а протестанты перекрещивались. Что Вы имеет ввиду: “у протестантов есть причастие”? – Каким образом?

  22. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:11 05.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    Интересно, Слава, как ты сформулируешь понятие единой соборной апостольской Церкви, – во что действительно верят православные, когда произносят эти слова? Моя позиция тебе уже известна: речь для меня и многих могих знакомых христиан и священников идет только о православной церкви, даже не о католиках с которыми у нас нет евхаристического общения, значит, они уже не в нашей церкви.

  23. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:13 05.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Ну и что, что они не в нашей Церкви? Они – Христиане. Столько же, сколько и мы. И какое мне дело, что у нас с ними нет евхаристического общения? Православные – это не единственные христиане в мире. Протестанты пользовались тем же евангельским текстовым источником, что и Православные. Католики исповедуют Троицу. И определять границы Церкви, как Православия я перестал уже давно. И думаю, справедливо. Уже начал статью писать. Устал я отписываться вхолостую, когда один про Фому, а другой про Ярему. Видимо это не твоя статья))))

  24. Юрий Зозуля
    Экс-Фарисей
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Юрий Зозуля
    Местный
    19:12 05.07.2014 / Мнений — 131 / Статей — 2 / Дата регистрации — 10.10.2013

    У протестантов причастие – это символ, а не тело и кровь Христовы, разве можно назвать это причастием?

  25. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    20:36 05.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Хм. Ну вот тебе и ответили цитатой, как верят лютеране. И не надо им рассказывать за них, как они верят. Евангелие у них не отберешь и не прихватизируешь на Православие. А понять слова Христа не сложно. Лютеране – это тебе не Свидетели Иеговы, и не Пятидесятники, и не Адвентисты. Это в чем то более, в чем то менее правильные католики. Не руби с плеча в Божьем лесу.


  26. Предупреждений - 0
    отец Николай
    Гость
    19:46 05.07.2014

    Мы, лютеране, не делаем различий между субстанцией хлеба и вина и тем, что доступно нашим чувствам. Хлеб и вино остаются хлебом и вином. Однако в праздновании Причастия одновременно со Словами Установления Христа из Священного Писания Сам Иисус приходит к нам. Так как Он сказал: “сие есть Тело Мое” и “сие есть Кровь моя, так что мы можем вкушать и ощущать Его присутствие. И это происходит не усилиями христиан, пасторов или священников, но это совершает Сам живой Христос. Нам не следует сомневаться в этом, так это – Его обетование. Мы веруем в это.
    ***
    И если они верят в такое, что есть практически православной формулировкой, не католической, обратите внимание, то кто я такой, чтоб им в этом отказать! Я об этом, Юрий, а не о канонах. Что написано в Сравнительном богословии мне прекрасно известно. Только католики и православные обладают апостольской преемственностью. Не спешите со своей прямолинейностью. Подождем статью Вячеслава. Мне ход его мыслей нравится больше. У него есть гибкость, и есть и исповедание. Мир сложнее, чем разделение на белое (православие) и черное (все остальные). Не хочу вступать в полемику сильно. Надо на завтра подготовиться.

  27. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав
    Администратор
    15:20 05.07.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Отвечу статьей или блог-постом в дискуссиях. Отец ответил верно с точки зрения каноничности. И я согласен с этим ответом в целом. Кто не причащается – тот не член Церкви. Но вот Дух дышит где хочет, а не там где ему начертили людишки. И с этим надо разобраться.


  28. Предупреждений - 0
    изи
    Гость
    23:47 18.10.2014

    не переходите в Ерессс,,,,,,,

  29. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    01:06 19.10.2014 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Не зацикливайтесь на слове “ересь”, Больше внимания слову “любовь”.


  30. Неофит
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Дмитрий
    Местный
    18:36 22.04.2015 / Мнений — 5 / Статей — 0 / Дата регистрации — 20.04.2015

    Ссылка “Границы церкви” не ведет на нужную страницу, по-моему она привязана к странице “Церковь и ключи”

  31. Вячеслав Король
    Старец
    Ортодокс
    Предупреждений - 0
    Вячеслав Король
    Администратор
    22:18 22.04.2015 / Мнений — 1143 / Статей — 393 / Дата регистрации — 23.09.2013

    Исправил. Спасибо. Но в принципе, если где-то ошибся при подготовке ссылки, то нормально работает поиск по сайту.

Sorry, the comment form is closed at this time.