Изречение Афанасия Великого “Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом”, – о чем оно скажет, если вместо строчных поставить все заглавные буквы, забыв о догматических ограничениях?
Бог Стал Человеком, Чтобы Человек Стал Богом.
Бог становится человеком, чтобы всякий рожденный свыше человек мог стать Богом.
Включая самого Иисуса.
Христос рождается в человеке Иисусе. У двух евангелистов это рождение свыше происходит в крещении иорданском; у двух других – в Рождестве. С самого своего рождения свыше, человек Иисус начинает становиться Богом. Как? “если кто желает за Мной прийти, пусть откажется от себя самого и пусть возьмет крест его и следует <за> Мною”*. Иисус сам исполняет именно то, чему и сам учит: отказываясь от своего “себя”, Иисус следует рожденным в нем Христом, Который Есть Путь.
Сказав:“нашедший душу его потеряет ее, и потерявший душу его ради Меня найдет ее”, Иисус сам так и делает: теряет душу свою за Христа, снова и снова. Иисус теряет и раздает душу свою Христа ради, чтобы быть во Христе. Это – кенозис**, раздача-исчерпание-отпускание всего “себя”, это процесс длиною в жизнь. По рассказу трех евангелистов видно, что в завершение земного пути Иисус в Гефсиманском саду исчерпывает самое глубинное, что есть у смертной души – тоску и страх смертный, молясь до кровавых капель пота.
У Иоанна нет моления в Гефсимани, зато в его евангелии Иисус свидетельствует – процесс исчерпания завершается, произнеся “идет князь мира [в оригинале – архонт космоса] и во Мне не имеет ничего”. Чего не имеет в Иисусе космократор? Не имеет в нем самости, того эгоцентрического “себя”, которым и ныне этот князь мира сего арканит всякого человека, не потерявшего еще “душу свою за Христа”. Но если хоть немного оставил человек самости “себе самому” – готово, в нем князь мира уже имеет свою законную долю. В таком человеке все еще есть крюк князя мира сего, которым человека в любой момент можно подсечь и потащить.
У Марка в ответ на вопрос первосвященника “Ты есть Христос, Сын Благословенного?” Христос объявляет: “Я Есть; и вы увидите Сына Человеческого, восседающего по правую сторону Силы и приходящего с облаками небесными.” Но кто же тогда вопит на Кресте: “Элои, Элои! лема савахфани? что в переводе значит: Бог Мой, Бог Мой! На что Ты оставил Меня?” А это вопит та самая, исчерпанная до дна ветхая душа, взамен которой человек Иисус обрел душу во Христе. На Кресте криком кричит тот смертный остаток, который мертвые хоронят у других мертвых.
Совершилось.
Теперь “Сын Божий неотделим от Отца, как сияние от света”,
как сказал Афанасий Великий.
________________________________________________
* цитаты из евангелия приведены по подстрочнику
**Кенозис. Термин происходит из павлова послания к Филиппийцам (2:4-11), где сказано “но Себя Самого Он опустошил <экэносэн -греч.>, образ раба взявший, в подобии людей сделавшийся; и видом найденный как человек, Он принизил Себя Самого, сделавшийся послушный до смерти, смерти же креста. Потому и Бог Его сверхвозвысил и даровал Ему имя, которое сверх всякого имени,чтобы в имени Иисуса всякое колено согнулось, небесных и земных и подземных, и всякий язык признался, что Господь Иисус Христос для славы Бога Отца”
Восхитительно!
Старец
Предупреждений - 0
Хм… Есть некоторое противоречие, Егор. Если при жизни Иисуса с Его слов космократор в нём не имел НИЧЕГО, то откуда “остатки” взялись на кресте?
Неофит
Предупреждений - 0
Это сказано в разных евангелиях; у Иоанна и в этом отношении – утверждается одно, тогда как у Марка – иное.
Иоанново евангелие – в постоянной полемике с синоптиками.
Старец
Предупреждений - 0
Это так. Но в статье под авторством Егора Торского хотелось без противоречий. Если всё же ты НЕ согласен с тем, что были “остатки” ветхого на кресте, то что это было? А если согласен, то значит не совсем согласен с Иоанном
Неофит
Предупреждений - 0
В этом тексте важно кмк лишь одно – попытка разглядеть и показать сквозную евангельскую линию Иисуса. Путь Иисуса – во Христа. Раздаяние-исчерпание-отпускание. Кенозис.
И да, я был неправ, у Ин. нет кенозиса как исчерпания, потому что нет процесса, нет динамики вообще. Нечего исчерпывать,Свет-и-Слово как воплотился, так и пребывает в неизменности “Я в Отце и Отец во Мне”, в неисчерпаемости. Пожалуй, у Ин. кенозис Христа – это именно раздаяние, но не чтобы отпустить “себя”, а от сверх-полноты явленного Царства.
Спасибо тебе за твои вопросы.